Порядок определения стоимости строительства, осуществляемого в Российской Федерации с участием иностранных фирм МДС 81-22.2000 (введен в действие письмом Госстроя РФ и МВЭС РФ от 23 февраля 1994 г. N 12-28)

Порядок определения стоимости строительства, осуществляемого в Российской Федерации с участием иностранных фирм
МДС 81-22.2000
(введен в действие письмом Госстроя РФ и МВЭС РФ от 23 февраля 1994 г. N 12-28)

 

Дата введения 1 апреля 1994 г.

 

Настоящий Порядок разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для строительства, осуществляемого в Российской Федерации с участием иностранных фирм*(1), и содержит основные методические положения, отражающие особенности определения стоимости данного строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектно-сметной документации.

Порядок носит рекомендательный характер. Положения, приведенные в нем, распространяются на предприятия и организации*(2), осуществляющие капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, независимо от форм собственности и принадлежности (организационно-правовых форм).

При разработке Порядка учтены "Основные положения (концепция) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений" (письма Госстроя России от 22.10.93 N БЕ-19-21/12 и от 3.11.93 N 12-270) в части, касающейся определения стоимости во внутренних ценах Российской Федерации. В Порядке имеются ссылки на положения, получившие отражение в методических документах, выпущенных Минстроем России в 1992 году и Госстроем России в 1993 году.

Настоящий методический документ разработан впервые. Формирование и апробация новой системы ценообразования и сметного нормирования в Российской Федерации будут продолжаться в течении нескольких лет, пока она органически не впишется в общую экономическую рыночную систему. Отдельные положения, приведенные в Порядке, могут претерпеть какие-то изменения, которые будут вноситься в последующие издания документа. Поэтому коллектив разработчиков выражает признательность всем специалистам, которые в ходе практического применения Порядка будут вносить свои предложения, связанные с его совершенствованием.

Предложения целесообразно направлять в Главценообразования Минстроя России по адресу: 117916, ГСП-1, Москва, ул. Строителей, 8, корп.2.

 

1. Общие положения

 

1.1. Методы определения стоимости строительства, осуществляемого в Российской Федерации с участием иностранных фирм, приведенные в настоящем Порядке, применяются при предпроектных проработках (технико-экономические обоснования - ТЭО) и разработке проектной документации (на стадии проекта и рабочей документации).

1.2. На указанное строительство составляются:

1.2.1. при предпроектных проработках в случаях, когда:

конкретные подрядчики не определены (первый вариант)*(3) - сводный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации (с пересчетом или без пересчета в свободно-конвертируемую валюту - СКВ, обычно, в доллары США);

известны конкретные подрядчики (второй вариант):

сводный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации;

сводный расчет стоимости строительства в смешанных ценах;

1.3. Определение стоимости указанного строительства может различаться:

1.3.1. во внутренних ценах Российской Федерации:

по уровню цен - в базисных ценах*(4), в текущих ценах или в прогнозных ценах;

по методу определения - ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, базисно-компенсационный, на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов и др.;

по характеру организации, заказавшей документацию (смету), - инвестор (инвесторская смета) или подрядчик (смета подрядчика);

по характеру генерального подрядчика - иностранная фирма или российская строительно-монтажная организация;

1.3.2. В смешанных ценах:

по уровню цен - в текущих ценах или в прогнозных ценах;

по характеру организации, заказавшей документацию (смету), инвестор (инвесторская смета) или подрядчик (смета подрядчика);

по характеру генерального подрядчика - иностранная фирма или российская строительно-монтажная организация;

по источникам финансирования (кредитования) - за счет государственных средств (средств республиканского и местного бюджетов), иностранных инвестиционных кредитов, собственных или привлеченных средств заказчиков (инвесторов) из числа российских предприятий и организаций и др.

1.4. Расчетная документация составляемая при предпроектных проработках, предназначается для определения:

предварительной суммы потребных инвестиций;

предварительных технико-экономических показателей.

Кроме того, при предпроектных проработках по:

первому варианту (когда конкретные подрядчики не определены) сводный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации применяется для выбора генерального подрядчика при проведении подрядных торгов по реализации на территории Российской Федерации инвестиционных проектов с участием российских организаций и иностранных фирм;

второму варианту (когда известны конкретные подрядчики):

используется сводный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации при составлении сводного расчета стоимости строительства в смешанных ценах, в том числе для определения сумм по объемам работ (затрат), выполняемым российскими организациями, и для определения количества материальных ресурсов, поставляемых из-за границы взамен изготавливаемых в Российской Федерации;

устанавливается экономическая эффективность привлечения иностранных фирм к данному строительству (наряду с другими факторами целесообразности их привлечения: техническими, политическими и др.) на основании перечисленной выше документации путем сопоставления сумм по объемам работ (затрат), намечаемым к передаче на выполнение иностранным фирмам, во внутренних ценах Российской Федерации и смешанных ценах.

1.5. Сметная документация, составляемая при разработке проектных материалов, предназначается:

1.5.1. сводный сметный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации:

для использования при составлении сводного сметного расчета в смешанных ценах (в том числе для определения сумм по объемам работ (затрат), выполняемым российскими организациями, и для определения количества материальных ресурсов, поставляемых из-за границы взамен изготавливаемых в Российской Федерации);

для распределения по отдельным объектам контрактной стоимости по объемам работ (затрат), выполняемым иностранными фирмами (раздел 2 сводного сметного расчета стоимости строительства в смешанных ценах), в тех случаях, когда это распределение нельзя произвести прямым счетом по данным контракта на выполнение работ иностранной фирмой;

для определения процента технической готовности отдельных объектов и стройки в целом при учете, составлении отчетности и расчетах за выполненные работы;

для определения уточненных технико-экономических показателей инвестиционного проекта во внутренних ценах Российской Федерации;

1.5.2. сводный сметный расчет стоимости строительства в смешанных ценах:

для определения уточненной суммы потребных инвестиций в российских рублях и в иностранной валюте;

для определения свободных (договорных) цен на строительную продукцию по договорам, заключаемым заказчиком (инвестором) с генеральным подрядчиком - российской строительно-монтажной организацией;

для использования при финансировании и кредитовании российскими банками, планировании, учете, составлении отчетности и расчетах за выполненные работы между участниками строительства;

для определения уточненных технико-экономических показателей инвестиционного проекта в смешанных ценах.

2. Сводный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации

 

2.1. Сводный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации составляется в том же порядке, что и сводный сметный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации (см. раздел 3 настоящего Порядка) с учетом особенностей, предусмотренных в настоящем разделе.

Расчеты стоимости строительства отдельных объектов и локальные расчеты составляются, как правило, с использованием укрупненных сметных нормативов (перечислены в нормативном документе, указанном в п.19 прил.1) или показателей смет на строительство аналогичных предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации, (в дальнейшем именуются "сметы-аналоги") с соответствующими поправками на различия в технологических, конструктивных, объемно-планировочных решениях и территориальных условиях строительства, а также в ценообразующих факторах, включая уровни цен.

Эти расчеты могут также составляться:

по строительно-монтажным работам - на основании объемов основных строительно-монтажных работ, определенных в ТЭО, с использованием других сметных нормативов (см. п.19 прил.1), применяющихся при составлении сметной документации во внутренних ценах Российской Федерации с учетом, если это необходимо, соответствующих индексов, а остальных работ - в процентах к стоимости основных работ, определяемых по сметам-аналогам;

по оборудованию, мебели, инвентарю, (в дальнейшем именуется "оборудование") - по приводимым в составе ТЭО спецификациям на основное оборудование или укрупненным показателям стоимости этого оборудования (на 1 единицу мощности предприятия, 1 км пути, 1 м2 общей или жилой площади, 1м3 здания и т.п.), а по остальному оборудованию - в процентах к стоимости основного оборудования, определяемых по сметам-аналогам.

При применении смет-аналогов с разными уровнями цен они приводятся к единому уровню цен, принятому для составления данного сводного расчета стоимости строительства.

2.2. В отличие от сводного расчета стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации, составляемого по второму варианту (когда известны конкретные подрядчики), сводной расчет стоимости строительства в этих же ценах по первому варианту (когда конкретные подрядчики не определены) составляется с учетом следующего:

выделение по каждой строке объемов работ (затрат), выполняемых российскими организациями, и объемов работ (затрат), выполняемых иностранными фирмами (п.3.2 настоящего Порядка), не производится;

накладные расходы (п.3.4 настоящего Порядка) определяются по варианту применения укрупненных нормативов по видам работ (прил.3 нормативного документа, приведенного в п.3 прил.1 и раздел 2 нормативного документа, приведенного в п.13 прил.1);

сметная прибыль - плановые накопления (п.3.5 настоящего Порядка) определяется по варианту применения рекомендуемого общеотраслевого норматива (п.4.1 нормативного документа, приведенного в п.2 прил.1);

средства на строительство временных зданий и сооружений (п.3.7 настоящего Порядка) определяются по варианту применения Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (СНиП 4.09-91).

ГАРАНТ:

Взамен СНиП 4.09-91 постановлением Госстроя РФ от 7 мая 2001 г. N 45 утвержден и введен в действие с 15 мая 2001 г. Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001

Кроме того, в сводном расчете стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации, сопоставляемом по первому варианту (когда конкретные подрядчики не определены) с пересчетом в СКВ, по каждой строке суммы показываются в виде дроби: над чертой - в рублях и под чертой - в СКВ.

Пересчет сумм в рублях в СКВ при этом производится по текущему курсу иностранных валют в рублях Центрального банка Российской Федерации на дату составления сводного расчета.

3. Сводный сметный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации

 

3.1. Сводный сметный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации составляется в порядке, действующем для строительства в Российской Федерации без участия иностранных фирм, т.е. на основе нормативных документов, перечисленных в прил.1, с учетом особенностей, отмеченных в настоящем разделе.

3.2. Формы сводного сметного расчета, объектных и локальных сметных расчетов (смет), а также состав глав сводного сметного расчета принимаются в соответствии с положениями нормативного документа, указанного в п.19 прил.1.

При этом в сводном сметном расчете суммы по каждой строке показываются с выделением в том числе объемов работ (затрат), выполняемых российскими организациями, и объемов работ (затрат), выполняемых иностранными фирмами.

Разделение объемов работ (затрат), выполняемых российскими организациями и иностранными фирмами, производится по данным раздела проекта "Организация строительства" (в дальнейшем именуется "проект организации строительства") разработанного в соответствии с контрактами, заключенными российскими организациями с иностранными фирмами, а если контракты еще не заключены, то с проектами контрактов или с предложениями иностранных фирм.

При этом по строительству, осуществляемому за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов, должно предусматривать максимальное использование изготовляемых в Российской Федерации оборудования и материалов, а также выполнение российскими организациями не менее 30% объема работ и услуг от общего объема строительства (см. п.3.8 прил.10).

3.3. Стоимость строительных и монтажных работ (прямых затрат) и стоимость оборудования определяются в соответствии с положениями нормативных документов, указанных в пп.5, 9, 10, 14-19 прил.1, вне зависимости от того, выполняются ли строительно-монтажные работы российскими организациями или иностранными фирмами и применяется ли оборудование отечественного изготовления или иностранного производства.

При этом в случае использования оборудования иностранного производства применяются цены соответствующего оборудования отечественного изготовления, а при их отсутствии стоимость оборудования иностранного производства приводится к ценам оборудования отечественного изготовления исходя из их соотношения по другому аналогичному оборудованию.

 

Например: Контрактная цена оборудования иностранного производства, применяемого в данном проекте, - 10 000 долларов США. По другому аналогичному оборудованию: контрактная цена оборудования иностранного производства - 12 000 долларов США; отпускная цена соответствующего ему отечественного аналога -

8 400 000 рублей. В сметной документации применяется следующая приведенная отпускная цена в рублях этого оборудования:

8 400 000 / 12 000 х 10 000 = 7 000 000 руб.

 

Допускается также определение сметной стоимости оборудования иностранного производства по его контрактной цене в иностранной валюте с пересчетом ее в рубли по текущему курсу иностранных валют в рублях Центрального банка Российской Федерации на дату составления сметной документации.

3.4. Накладные расходы принимаются в размерах, определенных в соответствии с положениями нормативных документов, указанных в пп.3 и 13 прил.1, по варианту индивидуальной нормы для конкретной российской строительно-монтажной организации, привлеченной к данному строительству. Эта норма применяется на объем строительно-монтажных работ, выполняемый как соответствующей российской организацией, так и иностранными фирмами.

При этом в случаях, когда в строительстве принимают участие несколько российских строительно-монтажных организаций, норма накладных расходов на объемы строительно-монтажных работ, выполняемых иностранными фирмами, применяется в средневзвешенном размере, исчисленном исходя из объемов строительно-монтажных работ, выполняемых соответствующими российскими организациями, и норм накладных расходов этих организаций.

В случаях, когда отдельные элементы накладных расходов на объемы работ, выполняемые иностранными фирмами, осуществляют российские организации (например, содержание пожарной и сторожевой охраны), сумма накладных расходов на эти объемы работ сокращается на соответствующую сумму и в этом же размере включается в объемы работ, выполняемых российскими организациями*(5). Определение этой суммы производится исходя из удельного веса (в процентах) накладных расходов указанных отдельных элементов в общей норме накладных расходов по расчету этой нормы. Указанная корректировка суммы накладных расходов (с исчислением на разницу в стоимости - сметной прибыли, плановых накоплений) производится по отдельному расчету и учитывается по каждой строке сводного сметного расчета.

3.5. Сметная прибыль (плановые накопления) принимается в размерах, определенных в соответствии с положениями нормативного документа, указанного в п.2 прил.1 (определяется по статьям затрат, приведенным в прил.1), по варианту индивидуальной нормы для конкретной российской строительно-монтажной организации, привлеченной к данному строительству, и применяется с теми же особенностями, что и по накладным расходам (см. п.3.4 настоящего Порядка).

3.6. Средства на прочие работы и затраты, включаемые в главу 1 свободного сметного расчета, определяются в соответствии с положениями нормативных документов, указанных в пп.4 и 19 прил.1. Эти средства, как правило, относятся на объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями.

3.7. Средства на строительство временных зданий и сооружений (глава 8 сводного сметного расчета) определяется в соответствии с положениями нормативных документов, указанных в пп.4 и 19 прил.1 по варианту исчисления этих средств по расчету, основанному на данных проекта организации строительства по необходимому набору, в котором учитываются титульные временные здания и сооружения (см. раздел 3.5.4 нормативного документа, указанного в п.19 прил.1), вне зависимости от того, выполняют их российские организации или иностранные фирмы.

Средства на строительство временных зданий и сооружений включаются в объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями и иностранными фирмами, в зависимости от исполнителей (см. п. 5.5 настоящего Порядка).

В случаях, когда иностранная фирма использует временные здания и сооружения, передаваемые ей на период строительства российской организацией, перечень их согласовывается с иностранной фирмой, а средства на их строительство включаются в объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями.

3.8. Средства на прочие работы и затраты, включаемые в главу 9 свободного сметного расчета, определяются в соответствии с положениями нормативных документов, указанных в пп.4 и 19 прил.1, на весь объем строительства, вне зависимости от того, производят ли их российские организации или иностранные фирмы и применяются с теми же особенностями, что и по накладным расходам (см. п.3.4. настоящего Порядка).

Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время принимаются по варианту их определения на основе сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НДЗ-91) СНиП 4.07-91 с пересчетом в текущий уровень цен (при определении стоимости строительства в прогнозных ценах - с пересчетом в прогнозный уровень цен).

ГАРАНТ:

Взамен СНиП 4.07-91 (НДЗ-91) постановлением Госстроя РФ от 19 июня 2001 г. N 62 принят и введен в действие с 1 июня 2001 г. Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2001

Отнесение прочих работ и затрат, включаемых в главу 9 свободного сметного расчета, к объемам работ (затрат), выполняемым российскими организациями и иностранными фирмами, производится в соответствии с прил.2.

3.9. Средства на содержание аппаратов заказчика-застройщика (единого заказчика, дирекции строящегося предприятия), технического надзора определяются в соответствии с положениями нормативных документов, указанных в пп.4 и 19 прил.1, на стройку в целом и относятся на объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями.

ГАРАНТ:

О нормативах затрат на содержание службы заказчика-застройщика при строительстве объектов для государственных нужд за счет средств федерального бюджета на 2003 - 2004 гг. см. постановление Госстроя РФ от 13 февраля 2003 г. N 17

О нормативах затрат на содержание службы заказчика-застройщика при строительстве объектов для государственных нужд за счет средств федерального бюджета на 2001 - 2002 гг. см. постановление Госстроя РФ от 21 марта 2001 г. N 33

3.10. Средства на подготовку эксплуатационных кадров для вновь строящихся и рекомендуемых предприятий (глава 11 сводного сметного расчета) определяются в соответствии с положениями нормативных документов, указанных в пп.4 и 19 прил.1, на предприятие в целом и относятся на объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями и иностранными фирмами, в зависимости от исполнителей.

3.11. Стоимость проектных и изыскательских работ (глава 12 свободного сметного расчета) определяется в соответствии с положениями нормативных документов, указанных в пп.1, 7, 8, 11, 12 и 19 прил.1 (а при выполнении иностранными фирмами - по аналогии с положениями тех же нормативных документов), и относится на объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями и иностранными фирмами, в зависимости от исполнителей.

ГАРАНТ:

См. справку об индексах изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ

 

3.12. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты включается в сводный сметный расчет в размерах, предусмотренных нормативным документом, указанным в п.19 прил.1.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты начисляется и соответственно относится на объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями и иностранными фирмами.

3.13. Средства на покрытие затрат по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) включаются в сводный сметный расчет*(6) в установленном порядке (см. нормативный документ, указанный в п.19 прил.1) в размерах, предусмотренных законами Российской Федерации: на 1992 г. - 28% согласно Закону РСФСР "О налоге на добавленную стоимость" (от 06.12.91 N 1991-1). С 1.01.93 - 20% согласно Закону Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" (от 16.07.92 N 3317-1). Указанные средства определяются и соответственно относятся на объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями и иностранными фирмами.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Номер вышеупомянутого Закона РСФСР "О налоге на добавленную стоимость" следует читать N 1992-1 от 06.12.91 г.

О налоге на добавленную стоимость см. Главу 21 Налогового кодекса РФ

3.14. Средства на покрытие затрат по уплате специального налога с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей (см. п.2.6 прил.10) включаются в сводный сметный расчет в соответствии с порядком, приведенным в нормативном документе, указанном в прил.1.

4. Сводный расчет стоимости строительства в смешанных ценах

 

4.1. Сводный расчет стоимости строительства в смешанных ценах составляется в том же порядке, что и сводный сметный расчет стоимости строительства в смешанных ценах (см. раздел 5 настоящего Порядка).

При этом:

объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями, принимаются по сводному расчету стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации с учетом поправок, предусмотренных пп.5.4-5.6 настоящего Порядка;

объемы работ (затрат), выполняемые иностранными фирмами, принимаются по контрактным ценам, предусмотренным в проектах контрактов, намечаемых к заключению между российскими организациями и иностранными фирмами, или в предложениях этих фирм.

5. Сводный сметный расчет стоимости строительства в смешанных ценах

 

5.1. Сводный сметный расчет стоимости строительства в смешанных ценах составляется в рублях и в иностранной валюте, пересчитанной в рубли, по форме N 1, приведенной в прил.3.

Пересчет иностранной валюты в рубли производится по текущему курсу иностранных валют в рублях Центрального банка Российской Федерации. Курс принимается:

по строительству, осуществляемому за счет государственных средств, - на дату выделения этих средств;

по строительству, осуществляемому за счет государственных иностранных инвестиционных кредитов, - на дату получения этих кредитов;

по строительству, осуществляемому за счет прочих источников, - на дату выделения валютных средств инвестором.

Курсовая разница при составлении сметного расчета не учитывается.

5.2. Сводный сметный расчет составляется по номенклатуре, приведенной в прил.4, и содержит два раздела:

раздел 1 "Сметная стоимость по объемам работ (затрат), выполняемых российскими организациями";

раздел 2 "Контрактная стоимость по объемам работ (затрат), выполняемых иностранными фирмами".

5.2.1. В разделе 1 сводного сметного расчета выделяется сметная стоимость: строительных работ; монтажных работ; оборудования; прочих затрат.

Отдельными строками включаются средства на покрытие затрат по уплате НДС и специального налога для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации. Они определяются по тем же процентам, что и при составлении сводного сметного расчета стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации (см. пп.3.13 и 3.14).

5.2.2. Сметная стоимость по объемам работ (затрат), выполняемым иностранными фирмами, указанная в сводном сметном расчете стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации, при определении сметной стоимости данного строительства в смешанных ценах не используется и в сводный сметный расчет стоимости строительства в смешанных ценах не включается.

5.2.3. При строительстве, осуществляемом в полном объеме силами и средствами иностранных фирм*(7) на условиях "под ключ", раз дел 1 сводного сметного расчета стоимости строительства в смешанных ценах не заполняется, а сводный сметный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации служит только для оценки экономической эффективности привлечения иностранной фирмы к данному строительству на этих условиях.

5.3. Суммы по разделу 1 "Сметная стоимость по объемам работ (затрат), выполняемых российскими организациями" определяется по расчету, составляемому по форме N 2 (см. прил.5), в который включаются:

стоимость по сводному сметному расчету стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации по общим итогам глав 1 - 12, т. е. без резерва средств на непредвиденные работы и затраты и средств на покрытие затрат по уплате НДС и специального налога, по объемам работ (затрат), выполняемых российскими организациями;

поправки, вызванные условиями строительства и контрактов с иностранными фирмами (поправки, увеличивающие сметную стоимость строительства, показываются со знаком "плюс", а уменьшающие ее, - со знаком "минус"), к которым относятся:

поправка на разницу в стоимости материальных ресурсов при применении материальных ресурсов, поставляемых из-за границы взамен изготавливаемых в Российской Федерации, по объемам работ (затрат), выполняемых российскими организациями;

поправка на стоимость услуг, предоставляемых российскими организациями иностранным фирмам, участвующим в данном строительстве, по объемам работ (затрат), выполняемым иностранными фирмами;

поправка на исключение сумм по прочим работам и затратам, учтенным в главе 9 сводного сметного расчета стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации, определенных от объемов работ (затрат), выполняемых иностранными фирмами, и отнесенных на объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями, когда эти работы и затраты не производятся;

другие поправки;

затраты на командирование специалистов российских организаций за границу.

На общий итог по расчету, составляемому по форме N 2 (см. прил.5), начисляется резерв средств на непредвиденные работы и затраты по тому же проценту, что и при составлении свободного сметного расчета во внутренних ценах Российской Федерации (см. п.3.12 настоящего Порядка).

В расчете, составляемом по форме N 2, выделяется сметная стоимость: строительных работ; монтажных работ; оборудования; прочих затрат.

5.4. Поправка на разницу в стоимости материальных ресурсов, поставляемых из-за границы взамен изготавливаемых в Российской Федерации, по объемам работ, (затрат), выполняемым российскими организациями, определяется по расчету, составляемому по форме N 3 (см. прил.6) с учетом пояснений приведенных в прил.6.1 к настоящему Порядку.

Указанная разница определяется между сметной стоимостью в смешанных ценах материальных ресурсов, поставляемых из-за границы, и стоимостью во внутренних ценах Российской Федерации тех же материальных ресурсов, изготавливаемых в Российской Федерации.

5.4.1. Сметная стоимость в смешанных ценах материальных ресурсов, поставляемых из-за границы, определяется исходя из установленного порядка формирования отпускных (оптовых) цен внутреннего рынка на импортные товары, т. е. согласно нормативным документам, перечисленным в прил.7, с учетом особенностей предусмотренных настоящим пунктом.

Для составления сметной документации сметная стоимость в смешанных ценах материальных ресурсов, поставляемых из-за границы, по закупкам за счет централизованных валютных средств и кредитным закупкам*(8) складывается по аналогии с нормативным документом, указанным в п.2.8 прил.7, из:

таможенной стоимости (с учетом процентов, начисленных на кредитный период, только по кредитным закупкам) в иностранной валюте с пересчетом ее в рубли в соответствии с п.5.1 настоящего Порядка. По товарам (продукции), вошедшим в перечень дотируемых импортных товаров (продукции)*(9), курс Центрального банка Российской Федерации при пересчете иностранной валюты в рубли в соответствии с п.5.1 настоящего Порядка корректируется на дотационный коэффициент, указанный в этом перечне. В случае, когда внешнеторговые цены на товары (продукцию), включая дотируемые, установлены в клиринговых (кроме расчетов с Индией) или замкнутых валютах, дотационный коэффициент не применяется;

суммы акцизов (по подакцизным товарам, к числу которых по номенклатуре, применяемой в строительном комплексе, отнесено ограниченное количество товаров, см. пп.1.2, 1.3, 2.8 прил.10)*(10) в рублях;

таможенных платежей (кроме НДС - см. п.5.4.3 - и акцизов) в рублях;

прочих расходов (транспортные, экспедиционные, страховые, уплата процентов за пользование ссудами банка) в рублях;

расходов по выплате комиссионного вознаграждения внешнеэкономической организации по закупке данного товара (продукции) за границей в рублях или в иностранной валюте, пересчитанной в рубли в соответствии с п.5.1 настоящего Порядка, в зависимости от условий соглашения между внешнеэкономической организацией и централизованным генеральным (заказчиком).

В таком же порядке (кроме применениядотационных коэффициентов при пересчете иностранной валюты в рубли) для составления сметной документации складывается сметная стоимость материальных ресурсов, поставляемых из-за границы, по закупкам за счет собственных валютных средств организаций, предприятий и объединений, - с учетом нормативных документов, указанных в пп.1.1 и 1.2 прил.7.

Таможенная стоимость в иностранной валюте определяется в установленном порядке (см. пп.1.5 и 3.6 прил.10). Для составления сметной документации таможенная стоимость товара (продукции) определяется контрактной ценой, предусмотренной в контракте (проекте контракта или контрактных предложениях иностранного поставщика) на его закупку. В указанную цену должны входить все компоненты на момент пересечения товаром (продукцией) таможенной границы Российской Федерации (см. прил.8, п.1 статьи 19). Если при закупке товаров (продукции) в счет погашения иностранными правительствами государственных кредитов контрактные цены выражены в рублях, то такие цены полежат первоначально переводу в доллары США по коммерческому курсу рубля, действовавшему на 29.12.91 (100 долларов США = 167,13 рубля), с последующим пересчетом в рубли в соответствии с вышеизложенным.

Суммы акцизов (по подакцизным товарам) исчисляются по установленным ставкам (см. пп.3.1, 3.10 и 3.11 прил.10) в процентах, применяемым к таможенной стоимости ввозимых товаров, в иностранной валюте, пересчитанной в рубли.

Таможенные платежи (кроме НДС и акцизов)*(11) состоят из платежей по импортным (ввозным) таможенным пошлинам, таможенных сборов за таможенное оформление товаров и других таможенных платежей. Расходы по оплате импортных таможенных пошлин и таможенных сборов за таможенное оформление товаров исчисляются по установленным ставкам (по ставкам импортных (ввозных) таможенных пошлин см. пп.1.5, 2.2, 2.3, 2.4, 5.2 и по таможенным сборам за таможенное оформление товаров - пп.3.2 и 5.3 прил.10) в процентах, применяемых к таможенной стоимости ввозимых товаров в иностранной валюте, пересчитанной в рубли. По товарам, освобожденным от обложения таможенными пошлинами и таможенными сборами за таможенное оформление товаров (см. пп.3.9 и 3.2 прил.10), эти расходы не определяются. Размеры других таможенных платежей определяются в установленном порядке (см. п.5.3 прил.10).

При определении сметной стоимости в смешанных ценах материальных ресурсов, поставляемых из-за границы, стоимость погрузочно-разгрузочных работ и заготовительно-складские расходы не включаются.

Прочие расходы (транспортные*(12), экспедиционные, страховые, уплата процентов за пользование ссудами банка) определяются в текущих или прогнозных ценах (в зависимости от метода составления сводного сметного расчета на строительство в смешанных ценах) по соответствующим тарифам и ставкам (без НДС и специального налога).

Расходы по выплате комиссионного вознаграждения внешнеэкономической организации по закупке данного товара (продукции) за границей определяются в размерах, принятых соглашением между внешнеэкономической организацией и централизованным (генеральным) заказчиком.

5.4.2. Сметная стоимость материальных ресурсов, изготавливаемых в Российской Федерации, во внутренних ценах Российской Федерации принимается в размере франко-приобъектный склад со всеми поправочными коэффициентами и индексами, учтенными при определении сметной стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации (но без включения стоимости погрузочно-разгрузочных работ и заготовительно-складских расходов), и показывается в рублях.

5.4.3. При определении сметной стоимости материальных ресурсов в соответствии с пп.5.4.1. и 5.4.2. настоящего Порядка и разницы между ними средства на покрытие затрат по уплате НДС не включаются (как это предусмотрено указаниями Минархстроя России от 27.01.92 N БФ-75/12), поскольку они учитываются отдельной строкой на общий итог сметной стоимости в смешанных ценах по объемам работ (затрат), выполняемым российскими организациями, в разделе 1 сводного сметного расчета стоимости строительства в смешанных ценах, составляемого по форме N 1 (см. п.5.2 и прил.3 и 4). Аналогично этому специальный налог также не включается.

5.5. Поправки на стоимость услуг, предоставляемых российскими организациями*(13) иностранным фирмам, участвующим в данном строительстве, по объемам работ (услуг), выполняемым иностранными фирмами, учитываются в зависимости от форм их оплаты иностранными фирмами, предусмотренными условиями контрактов на участие иностранных фирм в данном строительстве:

либо с оплатой сверх контрактных цен;

либо с оплатой за счет контрактных цен.

5.5.1. При оплате услуг сверх контрактных цен поправка определяется как разница между суммами, получаемыми российскими организациями за эти услуги в размерах, предусмотренных договорами на эти услуги, и суммами расходов российских организаций на оказание этих услуг в размерах, предусмотренных в сметной документации во внутренних ценах Российской Федерации по объемам работ (затрат), выполняемым иностранными фирмами. Поскольку предоставление этих услуг должно сокращать сметную стоимость строительства (получаемые доходы должны превышать расходы), при расчетах за услуги в рублях эта поправка обычно показывается со знаком "минус", а при расчетах в иностранной валюте - суммы в рублях - со знаком "плюс" и суммы в иностранной валюте, пересчитанной в рубли, - со знаком "минус". В случае, если по условиям этих договоров услуги, предоставляемые иностранной фирме, оплачиваются в рублях по ценам (имеются в виду нормы, расценки, цены, тарифы на соответствующие услуги), действующим в Российской Федерации, с соответствующим комиссионным вознаграждением, то размер поправки принимается в сумме комиссионного вознаграждения и показывается в рублях со знаком "минус".

5.5.2. При оплате услуг за счет контрактных цен при участии иностранных фирм в данном строительстве поправка определяется в сумме расходов российских организаций на оказание этих услуг в размерах, предусмотренных в сметной документации во внутренних ценах Российской Федерации по объемам работ (затрат), выполняемым иностранными фирмами и показываются в рублях, со знаком "плюс".

5.5.3. В обоих из указанных случаев, когда предоставленные услуги по своему характеру не учитываются методикой определения сметной стоимости во внутренних ценах Российской Федерации (например, найм квартир, медицинское обслуживание работающих, предоставление переводчиков и т.п.), суммы расходов российских организаций на оказание этих услуг определяются исходя из цен (имеются в виду нормы, расценки, цены, тарифы на соответствующие услуги), действующих в Российской Федерации. В таком же порядке они определяются, когда выделение суммы расходов на оказание этих услуг и сметной стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации затруднительно.

5.5.4. К числу услуг, предоставляемых российскими организациями иностранным фирмам, участвующим в данном строительстве, могут относиться:

а) обеспечение объемов работ (затрат), выполняемых иностранными фирмами (полностью или частично):

рабочей силой;

строительными материалами, полуфабрикатами и изделиями;

строительными машинами, механизмами и средствами транспорта, включая грузовые автомобили, а также легковые автомашины и автобусы для перевозки рабочих и специалистов от места проживания в России до места работы (в виде продажи или предоставления в аренду с водителями или без водителей);

горюче-смазочными материалами;

энергоресурсами (электроэнергией, паром и т.п.) и подключением к другим внешним сетям (водоснабжение, канализация и т. п.);

временными зданиями и сооружениями (склады, навесы, подъездные пути и пр.);

пожарной и/или сторожевой охраны;

вывозкой мусора и др.;

б) обеспечение иностранных рабочих и специалистов иностранных фирм:

жильем и коммунальными услугами (наем квартир или строительство жилья);

медицинским обслуживанием;

проездом от места проживания в России до места работы;

в) обеспечение иностранных фирм:

административными помещениями;

переводчиками;

перевозкой грузов фирмы по территории России с экспедированием этих грузов;

средствами связи на строительной площадке, а также административных и жилых помещений;

другими услугами (отдельные виды геодезических работ, сбор согласований, получение разрешений, технических условий на подключения и т.п.).

5.5.5. Поправки на стоимость услуг, предоставляемых российскими организациями иностранным фирмам, участвующим в данном строительстве, определяются индивидуальными расчетами.

5.6. Поправка на исключение сумм по прочим работам и затратам, включенным в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации, определенных от объемов работ (затрат), выполняемых иностранными фирмами, и отнесенных на объемы работ (затрат), выполняемые российскими организациями (см. прил.2), когда эти работы и затраты не производятся, определяется в размерах, включенных в сводный сметный расчет во внутренних ценах Российской Федерации, и показывается со знаком "минус".

5.7. Затраты на командирование специалистов российских организаций за границу включаются отдельной строкой в расчет, составляемый по форме N 2 (прил.5), в случае необходимости краткосрочных командировок за границу для:

сбора данных о фирмах, намечаемых к привлечению для участия в данном строительстве;

заключения контрактов с иностранными фирмами на участие в данном строительстве и на поставку материальных ресурсов для этого строительства;

промежуточного рассмотрения выполняемой иностранными фирмами проектной документации и приемки ее за границей;

согласования проектных решений по оборудованию, строительным материалам, полуфабрикатам и изделиям и др.;

решения вопросов, связанных с поставкой из-за границы материальных ресурсов, и других вопросов, связанных с данным строительством.

Затраты на командирование специалистов российских организаций за границу определяются сметой в смешанных ценах, составляемой в порядке, установленном для краткосрочных командировок за границу*(14), по форме N 4 (прил.9).

Численность специалистов, направляемых в загранкомандировки, и сроки командировок при этом принимаются в размерах, определяемых централизованным (генеральным) заказчиком в установленном порядке.

5.8. Суммы по разделу 2 "Контрактная стоимость по объемам работ (затрат), выполняемым иностранными фирмами" сводного сметного расчета стоимости строительства в смешанных ценах определяются на основании контрактных цен, предусмотренных в контрактах (проектах контрактов или контрактных предложениях иностранных фирм) на участие иностранных фирм в данном строительстве, в иностранной валюте*(15), пересчитанной в рубли в соответствии с п.5.1 настоящего Порядка.

В этот раздел включаются суммы по всем контрактам на участие иностранных фирм в данном строительстве (в том числе контракты на разработку проектной документации*(16)), кроме контрактов на поставку из-за границы материальных ресурсов взамен изготовляемых в Российской Федерации (см. пп. 5.4 и 5.4.1 настоящего Порядка).

Контрактные цены по контрактам на участие иностранных фирм в данном строительстве предполагают покрытие всех затрат и прибыль иностранной фирмы по данной сделке. Поэтому в этот раздел, как правило, не включаются резерв средств на непредвиденные работы и затраты, средства на покрытие затрат по уплате НДС и специального налога. При этом, если они в контракте указаны сверх контракных цен, то контрактные цены принимаются с их включением. Контрактные валютные (или золотые) оговорки не учитываются.

5.9. В том случае, если контракты на участие иностранных фирм в данном строительстве заключены на компенсационной основе, то в разделе 2 сводного сметного расчета в смешанных ценах вместо контрактной стоимости, определенной на основании контрактных цен по контрактам на участие иностранных фирм в данном строительстве, показывается стоимость продукции (товаров, услуг), передаваемой иностранной фирме в оплату за ее участие в данном строительстве (именуется в дальнейшем "передаваемая продукция").

При этом в качестве контрактной цены на участие иностранной фирмы в данном строительстве принимается:

общая сумма передаваемой продукции, если она оговорена в контракте на участие иностранной фирмы в данном строительстве;

общая стоимость передаваемой продукции, определенная расчетом, если в контракте на участие иностранной фирмы в данном строительстве приведен только перечень продукции, без указания общей суммы.

Указанный расчет составляется исходя из условий оплаты поставщиком (изготовителям) передаваемой продукции (в рублях и в иностранной валюте) по договорам ее поставки, а также из видов франко при передаче их иностранной фирме (франко-граница, франко-пункт на территории иностранного государства, франко-пункт на территории России) по условиям контракта на участие иностранной фирмы в этом строительстве.

Стоимость передаваемой продукции в указанном расчете определяется:

при оплате поставщикам (изготовителям) в рублях - по ценам и тарифам, действующим в Российской Федерации, в общеустановленном порядке;

при оплате поставщикам (изготовителям) в иностранной валюте - по внешнеторговым ценам, определяемым в порядке, принимаемом внешнеэкономическими организациями при экспортных поставках, с включением, в случае необходимости, оплаты привлекаемым внешнеэкономическим организациям стоимости составления расчетов экспортной стоимости передаваемой продукции.

Определение в зависимости от видов франко-стоимости передаваемой продукции в этих расчетах производится:

в случаях расчетов за продукцию в рублях:

при поставках франко-граница - с учетом всех затрат от предприятий-поставщиков (изготовителей) до таможенной границы Российской Федерации, с включением таможенных расходов по законодательству Российской Федерации /таможенные экспортные (вывозные) пошлины и сборы за таможенное оформление товаров/;

при поставках франко-пункт на территории иностранного государства - в таком же порядке, как и при поставках франко-граница, но с включением дополнительно всех затрат от границы Российской Федерации до пункта передачи продукции иностранной фирме на территории иностранного государства, включая, если это необходимо, таможенные ввозные пошлины и другие таможенные расходы по законодательству этого государства (с пересчетом иностранной валюты в рубли);

при поставках франко-пункт на территории России - с учетом всех затрат от предприятия-поставщика (изготовителя) до пункта передачи продукции иностранной фирме на территории России;

в случае расчетов за продукцию в иностранной валюте по внешнеторговым ценам франко-граница Российской Федерации:

при поставках франко-граница - без каких-либо скидок или надбавок;

при поставках франко-пункт на территории иностранного государства - с применением соответствующих надбавок;

при поставках франко-пункт на территории России - с применением соответствующих скидок.

Размер надбавок и скидок определяется внешнеэкономическими организациями, привлеченными для составления расчетов экспортной стоимости передаваемой продукции.

В случае, если контракт на участие иностранной фирмы в данном строительстве на компенсационной основе предусматривает передачу иностранной фирме в оплату за ее участие в строительстве недвижимости на территории России (например, жилых домов или жилых квартир), то в качестве контрактной цены за участие иностранной фирмы в данном строительстве принимается стоимость этой недвижимости по рыночным ценам, действующим в момент заключения контракта на участие иностранной фирмы в данном строительстве.

______________________________

*(1) Включая организации и фирмы государств - республик бывшего Союза ССР.

*(2) Имеются в виду российские предприятия и организации.

*(3) Например, для составления первоначальных заявок на выделение инвестиций, подготовки расчетов инвестора и российского подрядчика при проведении подрядных торгов и др. Расчеты иностранных фирм для предмета подрядных торгов составляются в соответствии с требованиями, предусмотренными тендерной документацией.

*(4) Определение стоимости строительства в базисных ценах производится для дальнейшего ее пересчета в текущие или прогнозные цены при применении базисно-индексного или базисно-компенсационного метода.

*(5) Если они осуществляются российскими организациями в качестве услуг, предоставляемых иностранным фирмам и предусмотренных контрактами на участие иностранных фирм в данном строительстве или договорами на выполнение указанных услуг, заключенных с этими фирмами, то вместо этого см. п.5.5 настоящего Порядка.

*(6) Кроме работ, освобожденных от уплаты НДС согласно действующему законодательству. Например, строительство жилых домов, осуществляемое с 01.10.92, независимо от источника его финансирования - согласно Закону Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" (от 16.07.92 N 3317-1).

*(7) Не применяется для строительства, осуществляемого за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов, как противоречащее постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 08.06.93 N 531 (см. п. 3.8 прил.10 к настоящему Порядку).

*(8) Т.е. по закупкам за счет полученных иностранных коммерческих и банковских кредитов, гарантированных Правительством Российской Федерации, и в счет погашения иностранными правительствами государственных кредитов, ранее полученных от бывшего СССР и России.

*(9) Перечни товаров (продукции), импорт которых дотируется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, и дотационные коэффициенты для пересчета в рубли контрактных (внешнеторговых) цен на эти товары (продукцию) приведены в нормативных документах, указанных со сроками их действия пп.2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.7, 2.10 и 2.1 прил.7. В соответствии с нормативным документом, указанным в п. 2.11 прил.7, с 01.01.94 ликвидируется механизм дотирования централизованных импортных закупок за счет средств федерального бюджета. При этом по ранее принятым обязательствам Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации по дотированию товаров, поступающих по импорту в рамках кредитных линий, погашение которых осуществляется в сроки, установленные индивидуальными кредитными соглашениями, дотационные коэффициенты сохраняются на период действия указанных соглашений.

*(10) В соответствии с законами Российской Федерации (см. пп.1.3 и 1.6 прил.10):

импортные подакцизные товары с 01.02.93 подлежат обложению акцизами;

акцизами не облагаются подакцизные в Российской Федерации товары, происходящие с территории государств - членов СНГ, при ввозе на территорию Российской Федерации.

*(11) Таможенные платежи перечислены в статье 110 Таможенного Кодекса Российской Федерации (см. п.5.3 прил.10).

*(12) После пересечения товаром (продукцией) таможенной границы Российской Федерации.

*(13) Имеются в виду российские организации, участвующие в данном строительстве (заказчик, подрядчик, субподрядчик). Услуги иных российских организаций, получаемые иностранными фирмами помимо российских организаций, участвующих в данном строительстве, на сметную стоимость строительства не влияют.

*(14) См. п.3.12 "Порядка составления сметной документации по объектам, строящимся за границей с участием организаций Российской Федерации", введенного в действие с 01.04.93 письмом Госстроя России и МВЭС России от 31.05.93 N 12-134, в части, касающейся краткосрочных командировок.

Размеры суточных и квартирных, выплачиваемых российским специалистам, находящимся в краткосрочных командировках за границей, принимаются по установленным нормам.

Нормы суточных и предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения по состоянию на 01.04.93 приведены в приложении к письму Минфина России от 26.04.93 N 52. По нормам суточных см. также пп.3.7, 3.12, 3.13 и 4.1 прил.10.

*(15) Если такие контракты заключены с расчетом в рублях, то они также учитываются в этом разделе с указанием сумм в рублевой части (графы 4) сводного сметного расчета на строительство в смешанных ценах.

*(16) Если разработка проектной документации выполнялась иностранными фирмами вне ассигнований (инвестиций, кредитов), выделенных для данного строительства, то их контрактная стоимость не учитывается в разделе 2 сводного сметного расчета на строительство в смешанных ценах. Стоимость разработки такой проектной документации также не учитываются в главе 12 сводного сметного расчета на строительство во внутренних ценах Российской Федерации.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Порядок определения стоимости строительства, осуществляемого в Российской Федерации с участием иностранных фирм (введен в действие письмом Госстроя РФ и МВЭС РФ от 23 февраля 1994 г. N 12-28)


Текст документа приводится по официальному изданию Госстроя России (Москва, 1999 г.)


Дата введения 1 апреля 1994 г.


Настоящий Порядок содержит основные положения об определении стоимости строительства, осуществляемого в Российской Федерации с участием иностранных фирм, на всех стадиях разработки предпроектной и проектно-сметной документации


Разработан Центром социальной экспертизы Республиканского инновационного фонда Российской Федерации (инженеры И.И. Дмитренко, В.М. Иванов) с участием инженера Б.М. Орфенова (МВЭС России)


Подготовлен Главным управлением ценообразования, сметных норм и расхода строительных материалов Госстроя России (инженеры Л.Н. Крылов, В.И. Кузнецов, В.А. Степанов, Г.П. Шпунт) и Главным управлением поддержки машино-технического и наукоемкого экспорта и инвестиционного сотрудничества МВЭС России (инженеры В.А. Абрамян, Т.В. Громова)


Предназначен для широкого круга специалистов