Письмо Минюста РФ от 13 февраля 2001 г. N 08/1429-ЕС
В целях единообразного применения законодательства об общественных объединениях и практического использования в работе направляется методическое письмо о практике применения законодательства об общественных объединениях территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации.
Приложение: на 3 листах.
Заместитель Министра |
Е.Сидоренко |
Методическое письмо
о практике применения законодательства об общественных объединениях
территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации
Настоящее методическое письмо подготовлено на основе анализа применения территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации законодательства об общественных объединениях, а также с учетом судебной практики.
Анализ показал, что продолжают иметь место факты осуществления территориальными органами государственной регистрации политических общественных объединений, уставы которых в нарушение требований статьи 12-1 Федерального закона "Об общественных объединениях" в числе основных целей не содержат положений об участии в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участии в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участии в организации и деятельности указанных органов, в связи с чем они не могут быть признаны политическими общественными объединениями.
Эти же нарушения были выявлены Генеральной прокуратурой Российской Федерации при проверке исполнения территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации законодательства об общественных объединениях, что послужило одним из оснований для вынесения в адрес Министерства юстиции Российской Федерации представления.
В связи с этим территориальным органам при осуществлении государственной регистрации и контроля за соответствием деятельности межрегиональных, региональных и местных политических общественных объединений, а также отделений общероссийских политических общественных объединений их уставным целям надлежит проверять соблюдение общественными объединениями положений статей 12-1 в части закрепления в уставах их политической направленности, а также статьи 21 Федерального закона в части их обязательной регистрации.
Имеют место факты государственной регистрации (перерегистрации) территориальными органами отделений общественных объединений без учета требований части шестой статьи 21 Федерального закона, в частности, непредставления в полном объеме учредительных документов, заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии свидетельства о государственной регистрации общественного объединения, что вытекает из требований части девятой указанной статьи Федерального закона (Новосибирская, Нижегородская области).
Анализ поступающей из территориальных органов информации по осуществлению контроля за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям показывает, что часто территориальными органами выносятся повторные предупреждения по основаниям статьи 29 Федерального закона. По этим же основаниям территориальные органы обращаются в суды с исками о приостановлении деятельности общественных объединений в порядке статьи 42 Федерального закона.
Однако следует учитывать, что основаниями для предъявления исков в суды о приостановлении деятельности общественных объединений в порядке статьи 42 Федерального закона после двух вынесенных предупреждений могут являться лишь выявленные при проверке нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов законодательства Российской Федерации.
Несвоевременное представление или непредставление общественным объединением органу юстиции информации о продолжении своей деятельности, решений руководящих органов и должностных лиц, годовых и квартальных отчетов о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы в порядке статьи 29 Федерального закона, к числу оснований, влекущих приостановление деятельности общественного объединения, не относятся (определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 1998 г., от 6 октября 2000 г.).
Учитывая это, территориальным органам при применении статьи 42 Федерального закона необходимо руководствоваться сложившейся судебной практикой.
Вместе с тем считаем необходимым указывать в предупреждениях наряду с выявленными нарушениями законодательства Российской Федерации общественными объединениями или совершением ими действий, противоречащих уставным целям, и невыполнение общественными объединениями вышеуказанных требований статьи 29 Федерального закона.
При применении части седьмой статьи 29 Федерального закона при предъявлении исков в суды о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридических лиц и об исключении их из Единого государственного реестра юридических лиц территориальным органам следует учитывать, что факты прекращения деятельности подлежат доказыванию в судебном порядке. Таковыми могут являться отсутствие обновленных сведений: о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, данных о руководителях, сведений из налоговых органов, кроме того, отсутствие решений руководящих органов за исследуемый трехлетний период (определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 22 августа 2000 г.).
Кроме того, анализ практики применения территориальными органами законодательства об общественных объединениях показывает, что ими практически не реализуется право обращения в органы прокуратуры о ликвидации общественного объединения и запрет на его деятельность, хотя такие основания имеются. За период 1999-2000 гг. вынесено одно судебное решение по указанным основаниям (решение Владимирского областного суда от 19 декабря 2000 г. об удовлетворении иска прокурора о ликвидации общественной организации межрегиональной аудиторской палаты "Центр России").
Учитывая изложенное, в целях единообразного применения законодательства об общественных объединениях, территориальным органам Министерства юстиции Российской Федерации необходимо более точно следовать требованиям Закона.
Департамент по делам общественных
и религиозных объединений Министерства
юстиции Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минюста РФ от 13 февраля 2001 г. N 08/1429-ЕС
Текст письма опубликован в Бюллетене Министерства Юстиции Российской Федерации, N 4, 2001 г.