Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2001 г. N 82-О "По жалобам граждан С.О.Евсикова, Т.Г.Сибирченковой, Р.К.Исламовой, Л.И. Ленгле, С.В.Рыбакова, А.В.Привалова на нарушение их конституционных прав положениями Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и положениями соответствующих законов Республики Марий Эл, Ставропольского края, Нижегородской области и Пермской области"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Федеральным законом от 31.07.1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" был установлен указанный налог. Посчитав, что уплата единого налога приводит к значительному увеличению налогового бремени, а также не учитывает фактической способности налогоплательщика к уплате налога, группа предпринимателей обжаловала названный Закон в Конституционный Суд РФ.

Исследовав правовую природу единого налога на вмененный доход, Конституционный Суд пришел к выводу о том, что он представляет собой специальный налоговый режим. В соответствии с данным режимом различные налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, заменяются единым платежом.

С учетом данного обстоятельства, необходимо отметить, что оспариваемым Законом не устанавливается новый налог, ухудшающий положение налогоплательщика.

Одной из основных характеристик единого налога выступает также то, что законодательство при его установлении и исчислении обеспечивает учет фактической способности налогоплательщика к уплате налога.

Кроме того, следует иметь ввиду, что сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется самим налогоплательщиком. При этом налоговые органы, которым предоставлены лишь полномочия по контролю за правильностью и своевременностью уплаты налога, не препятствуют в осуществлении данных действий налогоплательщика.

Помимо этого, в случае несогласия с решениями налогового органа налогоплательщик не лишен права на их обжалование.

Иначе говоря, специальный режим налогообложения в виде уплаты единого налога не возлагает дополнительного налогового бремени на налогоплательщиков и не создает дополнительных препятствий для осуществления хозяйственной деятельности.

Также предметом рассмотрения Конституционного Суда в данном случае являлся вопрос о возможности установления субъектом РФ правила об уплате единого налога путем внесения авансовых платежей. Как указал Конституционный Суд, такой порядок уплаты допускается по смыслу ст.ст.57, 58 НК РФ и не противоречит общим принципам законодательства о налогах и сборах.

На основании изложенного в принятии жалоб предпринимателей было отказано.


Определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2001 г. N 82-О "По жалобам граждан С.О.Евсикова, Т.Г.Сибирченковой, Р.К.Исламовой, Л.И.Ленгле, С.В.Рыбакова, А.В.Привалова на нарушение их конституционных прав положениями Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и положениями соответствующих законов Республики Марий Эл, Ставропольского края, Нижегородской области и Пермской области"



Текст Определения опубликован в "Российской газете" от 19 июня 2001 г. N 114, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 июня 2001 г. N 24 ст. 2500, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2001 г., N 4