Решение Верховного Суда РФ от 18 сентября 2001 г. N ГКПИ01-1421 О признании незаконным и не подлежащим применению со дня введения в действие части первой НК РФ второго предложения абзаца 5 "Порядка открытия счетов налогоплательщикам - предприятиям в соответствии с пунктом 7 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения", утвержденного совместным решением ГНС РФ от 11 ноября 1996 г. N ПВ-6-12/773, Минфина РФ от 10 ноября 1996 г. N 95 и ЦБР от 24 октября 1996

Решение Верховного Суда РФ от 18 сентября 2001 г. N ГКПИ01-1421

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

 

председательствующего - судьи Верховного Суда               Редченко Ю.Д.
при секретаре                                                Жуковой И.В.
с участием прокурора                                       Масаловой Л.Ф.

 

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Декорт" о признании недействительным второго предложения абзаца 5 "Порядка открытия счетов налогоплательщикам - предприятиям в соответствии с пунктом 7 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения", утвержденного совместным решением Государственной налоговой службы РФ от 11 ноября 1996 г. N ПВ-6-12/773, Министерства финансов РФ от 10 ноября 1996 г. N 95 и Центрального банка РФ от 24 октября 1996 г. N 349 (далее - Порядок), установил:

ООО "Декорт" обратилось в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемое предложение абзаца 5 Порядка не соответствует требованиям п.1 ст.82 и ст.86 Налогового кодекса РФ и нарушает охраняемые законом права налогоплательщиков-предприятий, в том числе, и заявителя.

В судебном заседании представитель заявителя Мальчиков А.С. предъявленное требование поддержал.

Представители Министерства РФ по налогам и сборам Харламова Н.С. и Степанова Е.Ф., Министерства финансов РФ Данилькевич Л.И. и Блажко Д.В., Центрального банка РФ Щелканов Е.М. с указанным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый Порядок был принят вышеназванными ведомствами во исполнение пункта 7 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения". Данный Порядок, в том числе, и содержащееся во 2 предложении абзаца 5 положение соответствует требованиям налогового законодательства и прав заявителя по сравнению с законом не нарушает.

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей заявленное требование удовлетворить. Верховный Суд РФ находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.13 ГК РФ нормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Как установлено судом, во исполнение пункта 7 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 совместным решением Государственной налоговой службы РФ, Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ был утвержден "Порядок открытия счетов налогоплательщикам - предприятиям...", во втором предложении абзаца 5 которого предусмотрено, что расчетные документы на списание (перечисление) денежных средств с вновь открытого счета не принимаются к исполнению учреждениями Банка России и кредитными организациями до получения от налогового органа информационного письма о получении извещения об открытии счета налогоплательщику - предприятию.

По утверждению представителя заявителя, данное положение названного Порядка устанавливает фактически новую форму налогового контроля, не предусмотренную законом, чем нарушает права налогоплательщиков-предприятий.

Статьей 86 Налогового кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень обязанностей банков, связанных с осуществлением налогового контроля, которым не предусмотрено, в порядке такого контроля, ограничение права владельца банковского счета распоряжаться денежными средствами до получения банком от налогового органа сообщения о получении извещения об открытии счета налогоплательщику - предприятию. Другие нормы Налогового кодекса РФ также не предусматривают подобной формы налогового контроля.

Эти утверждения представителя заявителя материалами дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и представителями заинтересованных лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое положение абзаца 5 Порядка не соответствует требованиям Налогового кодекса РФ и в связи с этим подлежит признанию незаконным.

Ссылка представителей заинтересованных лиц на то, что названный выше Порядок принят во исполнение пункта 7 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212, не может быть принята во внимание, поскольку с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ содержащееся в нем указанное выше положение вступило в противоречие с нормами данного Кодекса, а, как уже отмечалось выше, такой нормативный правовой акт государственного органа может быть признан недействительным (незаконным).

Нельзя согласиться и с доводом представителей заинтересованных лиц о том, что оспариваемое положение Порядка не противоречит нормам Налогового кодекса РФ, а лишь дополняет их, так как согласно ч.1 ст.82 названного Кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Следовательно, любые формы налогового контроля должны быть предусмотрены только законом и никакими нормативными правовыми актами государственных органов, как это имеет место в данном случае, дополнены быть не могут.

Установленная же в оспариваемом абзаце Порядка форма налогового контроля Налоговым кодексом РФ не предусмотрена, а поэтому ее введение не может быть признано законным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление ООО "Декорт" - удовлетворить.

Признать второе предложение абзаца 5 "Порядка открытия счетов налогоплательщикам - предприятиям в соответствии с пунктом 7 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212...", утвержденного совместным решением Государственной налоговой службы РФ от 11 ноября 1996 г. N ПВ-6-12/773, Министерства финансов РФ от 10 ноября 1996 г. N 95 и Центрального банка РФ от 24 октября 1996 г. N 349, незаконным и не подлежащим применению со дня введения в действие части 1 Налогового кодекса РФ.

ГАРАНТ:

Согласно письму МНС РФ от 19 сентября 2002 г. N ШС-6-24/1444@ настоящее решение не распространяется на Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 18 сентября 2001 г. N ГКПИ01-1421


Текст решения опубликован в газете "Налоги", декабрь 2001 г., N 46, в журнале "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", январь 2002 г., N 4