Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 февраля 2001 г. N КАС 01-59 Об отказе в признании недействительным пункта 1 "Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции", утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. N 1344

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 27 февраля 2001 г. N КАС 01-59

 

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.

членов коллегии: Лаврентьевой М.Н., Пирожкова В.Н.

с участием прокурора: Федотовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 февраля 2001 г. гражданское дело по жалобе Ассоциации производителей и потребителей денатурированной продукции "Ден Алко" на пункты 1 и 5 "Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции", утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. N 1344 по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 9 января 2001 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей Правительства РФ Троицкой Т.Ю. и Русанова А.А., возражавших против удовлетворения жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:

постановлением Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. N 1344 утверждено "Положение о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции".

Ассоциация производителей и потребителей денатурированной продукции "Ден Алко" обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой на п.1 данного Положения в части распространения его действия на деятельность по производству, хранению и поставке денатурированной непищевой продукции, а также на подпункты "е", "з", "и", "к" пункта 5 этого Положения, предусматривающие необходимость представления для получения лицензии на право осуществления такого вида деятельности соответствующих документов.

В обоснование заявленного требования заявитель сослался на то, что Правительство РФ превысило свои полномочия, предусмотрев необходимость лицензирования производства, хранения и поставки не только спиртосодержащей, но и денатурированной непищевой продукции, а также обязав соискателей лицензий представлять дополнительные документы, не предусмотренные ст.ст.9 и 10 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе заявитель ставить вопрос об отмене судебного решения в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным (недействительным) п.1 Положения, полагая ошибочным вывод суда о соответствии этого пункта закону.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Отказывая заявителю в удовлетворении жалобы на подпункты "е", "з", "и", "к" п. 5 Положения, предусматривающих необходимость представления для получения лицензии на осуществление производства, хранения и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, в том числе денатурированной, соответствующих документов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии этих подпунктов пункта 5 требованиям Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в частности ст.19 этого Закона, предусматривающей необходимость представления в указанных целях документов, приведенных в данных подпунктах п.5 Положения.

В указанной части решение суда первой инстанции не обжалуется. Отказывая в удовлетворении жалобы на п.1 Положения в части распространения его действия на деятельность по производству, хранению и поставке денатурированной непищевой продукции, Верховный Суд РФ также обоснованно сослался на соответствие этого предписания требованиям Федерального закона "О государственном регулировании производства и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Так, согласно абз.9 п.2 ст.18 этого Закона лицензии выдаются на осуществление производства, хранения и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт.

Вторым абзацем этого же пункта ст.18 предусмотрено лицензирование производства, хранения и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата.

Следовательно, спиртосодержащая непищевая продукция включает в себя продукцию, изготавливаемую не только из собственно этилового спирта, но и из денатурата.

В кассационной жалобе заявитель утверждает о неправомерности ссылки суда первой инстанции на абзац 2 ст.18 Федерального закона.

При этом заявитель ссылается на п.п.8 и 9 ст.18 этого Закона, согласно которым лицензии на осуществление деятельности, указанной в абзаце 2 п.2 ст.18 выдаются в порядке, установленном настоящим Законом, в связи с чем, по мнению заявителя, Правительство РФ (которому п.9 ст.18 Закона предоставлено право определять порядок выдачи лицензии лишь на осуществление деятельности, указанной в абзаце 9 п.2 настоящей статьи) не имела полномочий в Положении использовать данные, содержащиеся в абзаце 2 п.2 ст.18 Федерального закона.

Однако с таким доводом согласиться нельзя, поскольку Правительство РФ в данном случае в полном соответствии с требованиями п.9 ст.18 Закона определило в Положении порядок выдачи лицензий именно на деятельность, предусмотренную этой нормой закона, правомерно использовав при этом понятие "этилового спирта", данного в абз.2 этой статьи, согласно которому этиловый спирт включает в себя и денатурат.

Следовательно, спиртосодержащая непищевая продукция обоснованно определена в п.1 Положения и как денатурированная, деятельность по производству, хранению и поставке которой также подлежит лицензированию.

Данный вывод подтверждается и понятием спиртосодержащей непищевой продукции, данной в ст.2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которому спиртосодержащей непищевой продукцией является непищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды непищевой продукции), произведенная с использованием этилового спирта, денатурата или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:

решение Верховного Суда РФ от 9 января 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

А.И.Федин

 

Члены коллегии:

М.Н.Лаврентьева

В.Н.Пирожков

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 февраля 2001 г. N КАС 01-59


Текст определения официально опубликован не был