Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. N 200-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества открытого типа "Энергомаш" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", пункта 5 Порядка образования и использования территориального дорожного фонда Новгородской области, пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Общество, посчитав, что названная норма, по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, необоснованно допускает начисление пени на суммы авансовых платежей, в частности, по налогу на пользователей автомобильных дорог, оспорило ее конституционность.

Как указал Конституционный Суд при рассмотрении комментируемого дела, законодатель связывает возможность начисления пени не с моментом окончания налогового или отчетного периода, а с моментом, когда налог должен быть уплачен. Нарушение срока уплаты налога и является юридическим фактом, влекущим такое правовое последствие, как начисление пени.

В соответствии с п.10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.1992 г. N 2235-1, налог на пользователей автомобильных дорог вносится ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Следовательно, пени за неуплату названного налога начисляются в случае неуплаты налога до 15 числа соответствующего месяца.

В то же время, как отмечается в настоящем определении, возложение на налогоплательщиков обязанности по уплате налога до окончания налогового периода, то есть путем внесения авансовых платежей, обусловлено необходимостью равномерного поступления денежных средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета.

При этом Конституционный Суд указал, что такой порядок уплаты налога не нарушает конституционных прав и свобод, в связи с чем в принятии жалобы к рассмотрению отказано.


Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. N 200-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества открытого типа "Энергомаш" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", пункта 5 Порядка образования и использования территориального дорожного фонда Новгородской области, пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"



Текст Определения опубликован в еженедельном приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 16 октября 2002 г. N 38, в журнале "Официальные документы и разъяснения", ноябрь 2002 г., N 22, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2003 г., N 1