Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. N 392-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пронченко Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 21 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации"

Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. N 392-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пронченко Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 21 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации"

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему определению

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина А.Я.Пронченко вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В жалобе гражданина А.Я.Пронченко оспаривается конституционность подпункта 21 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

По мнению заявителя, распространение оспариваемыми нормами налоговых льгот только на организации исключает применение этих льгот к индивидуальным предпринимателям и тем самым ставит их в неравное положение по отношению к юридическим лицам при реализации одних и тех же работ (услуг), а потому эти нормы противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 8, 19, 34 и 57.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Закона.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные гражданином А.Я.Пронченко материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению, поскольку фактически заявитель ставит вопрос о распространении предусмотренного оспариваемыми нормами Налогового кодекса Российской Федерации освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость организаций кинематографии также и на индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы (оказывающих услуги) в этой сфере.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Постановления от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации", от 28 марта 2000 года по делу о проверке конституционности подпункта "к" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", от 19 июня 2002 года по делу о проверке конституционности положений ряда федеральных законов, касающихся социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).

Оценка целесообразности предоставления государством льгот той или иной категории налогоплательщиков в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пронченко Александра Яковлевича, поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д.Зорькин

 

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М.Данилов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

На основании подпункта 21 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Исходя из буквального толкования указанной нормы, предусмотренная в ней льгота распространяется только на организации, и она не может применяться индивидуальными предпринимателями. Посчитав в связи с этим указанную норму неконституционной, предприниматель обратился в Конституционный Суд РФ.

Как указывается в комментируемом определении, освобождение от уплаты налога, предусмотренное подп.21 п.2 ст.149 НК РФ, по своей правовой природе является налоговой льготой.

В то же время льгота является исключением из таких конституционных принципов налогообложения, как всеобщность и равенство. Исходя из этого, предоставление льгот по налогам всегда адресовано определенной категории лиц.

Кроме того, определение порядка использования налоговых льгот, как и субъектов, имеющих право пользоваться установленными льготами, входит в исключительную компетенцию законодателя.

Данная правовая позиция ранее была высказана Конституционным Судом РФ в постановлениях от 21.03.1997 г. N 5-П, от 28.03.2000 г. N 5-П, от 19.06.2002 г. N 11-П.

В то же время по существу в жалобе ставится вопрос о целесообразности предоставления налоговых льгот различным группам налогоплательщиков.

Однако разрешение данного вопроса Конституционному Суду РФ неподведомственно, а также входит в предмет ведения законодателя. В связи с этим в принятии жалобы к рассмотрению отказано.


Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. N 392-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пронченко Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 21 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации"



Текст Определения официально опубликован не был