5. Содержание основных разделов схемы

5. Содержание основных разделов схемы

 

5.1. Краткая характеристика объекта и природно-климатические условия

 

В разделе приводят материалы по местоположению города, его административному и промышленно-экономическому значению, делению города на административные районы, расчленению территории реками, железнодорожными и автомобильными магистралями на обособленные территории.

Характеристика природно-климатических условий, влияющих на организацию работ по очистке и уборке, должна учитывать климат (среднегодовую температуру, направление господствующих ветров, количество осадков, число дней с гололедом, высоту снежного покрова), рельеф, геологическое строение почв, уровень стояния грунтовых вод.

 

5.2. Существующее состояние и развитие города на перспективу

 

В разделе приводят следующие данные по благоустройству города как объекта очистки:

существующую и расчетную численность населения города, в том числе по административным (планировочным) районам;

данные по ведомственной принадлежности жилого фонда, его этажности и степени благоустройства (оборудование водопроводом, канализацией, центральным отоплением, мусоропроводами);

обеспеченность объектами городской инфраструктуры (детсады и ясли, школы, техникумы, институты, больницы, поликлиники, торговые учреждения, предприятия общепита, зрелищные учреждения, гостиницы, предприятия бытового обслуживания и т.п.);

показатели по улично-дорожной сети (протяженность магистралей, типы дорожных покрытий, площадь улиц и тротуаров, обеспеченность ливневой канализацией и подземными водостоками, систему очистки ливневых вод);

системы общегородской канализации и охват жилого фонда, размещение и мощность очистных сооружений;

площадь зеленых насаждений общего пользования, материалы по загрязнению окружающей среды.

При составлении подразделов 5.1 и 5.2 используются материалы генерального плана и приложений 2 и 3.

 

5.3. Современное состояние системы санитарной очистки и уборки

 

В разделе приводят данные и анализ материалов, характеризующих современное состояние системы санитарной очистки и уборки:

организационная структура предприятий по очистке и механизированной уборке городских территорий;

охват населения планово-регулярной системой сбора и вывоза бытовых отходов, сменность и периодичность вывоза, существующие нормы накопления, объемы работ и применяемые методы сбора и вывоза, наличие и состояние мусоропроводов и мусоросборных (контейнерных) площадок, тип и количество эксплуатируемых мусоросборников, организация их мойки и дезинфекции, действующие тарифы по вывозу бытовых отходов;

санитарное состояние сооружений по обезвреживанию отходов, их размещение, мощность, площади участков, инженерное оборудование, виды принимаемых отходов, тариф на обезвреживание, возможность дальнейшей эксплуатации;

площадь дорожных покрытий, убираемых механизированным способом в летнее и зимнее время, организация работ, методы уборки, размещение, техническое состояние пунктов по заправке водой поливомоечных машин с указанием используемой воды (хозяйственно-питьевая, техническая или из водоемов), места складирования смета и снежно-ледяных образований, размещение и состояние пескобаз, применяемые противогололедные материалы, ежегодный объем заготовки;

количество и техническое состояние парка спецмашин и механизмов по всем видам очистки и уборки, размещение, вместимость, площадь, оснащение специализированных баз по содержанию и ремонту техники, их соответствие санитарным и техническим требованиям, возможность расширения и реконструкции.

При составлении раздела используются материалы приложения 2 и результаты работ по обследованию существующей системы санитарной очистки.

 

5.4. Твердые бытовые отходы

 

Раздел должен содержать данные по нормам накопления, предложения по системам и методам сбора и удаления, расчетным объемам работ, определению необходимого количества мусоровозного транспорта и инвентаря, обезвреживанию твердых бытовых отходов (ТБО).

В основу расчета объема накопления твердых бытовых отходов должны приниматься нормы накопления по жилому фонду и от отдельно стоящих объектов общественного назначения, торговых, культурно-бытовых и коммунальных учреждений, утвержденные органами местного самоуправления.

При расчете объема накопления ТБО следует учитывать тенденцию роста норм накопления.

Расчет общего объема накопления проводится согласно исходным данным приложения 3.

Учитывая необходимость рационального использования ресурсов и сокращения объема обезвреживания ТБО, в генеральной схеме очистки должны быть рекомендации по раздельному сбору ценных компонентов ТБО (пищевые отходы, стеклотара, черный и цветной металлолом, бумага, текстиль).

При расчете суточного накопления ТБО коэффициент неравномерности следует принимать:

 

     для основной части............................................ 1,25;
     для крупногабаритных отходов.................................. 1,0.

 

Для обеспечения экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, улучшения охраны окружающей среды и эффективного использования парка мусоровозного транспорта сбор и удаление твердых бытовых отходов следует предусматривать по централизованной планово-регулярной схеме.

При выборе методов сбора и удаления отходов необходимо учитывать уровень благоустройства жилищного фонда населенных пунктов, климатических условий и типы серийно выпускаемого мусоровозного транспорта.

В генеральной схеме очистки должны быть приведены решения по конструкции мусоропроводов и мусоросборных (контейнерных) площадок, требования по их эксплуатации, обеспечивающие нормальную работу мусоровозного транспорта.

Необходимо предусматривать мероприятия по мойке и дезинфекции мусоросборников и мусоровозного транспорта.

При расположении сооружений для обезвреживания твердых бытовых отходов на расстоянии от места сбора более 25 км следует предусматривать и экономически обосновывать возможность применения двухэтапного метода удаления отходов с использованием мусороперегрузочных станций.

Определение необходимого количества мусоровозного транспорта и мусоросборников следует проводить по общепринятым нормам и формулам.

При определении объемов отходов, поступающих на полигоны, следует учитывать дополнительные объемы смета с городских территорий, строительных и промышленных отходов (IV класса опасности). Количество промышленных отходов в расчетах должно приниматься в соответствии с требованиями нормативного документа "Предельное количество токсических промышленных отходов, допускаемое для складирования в накопителях (на полигонах) твердых бытовых отходов" (М., 1985, Минжилкомхоз РСФСР).

Для обеспечения эксплуатации полигонов приводится необходимое количество спецтехники; дается примерный штат работников по обслуживанию.

По окончании срока эксплуатации полигонов в генеральной схеме очистки необходимо предусматривать мероприятия по их закрытию и последующей рекультивации нарушенных территорий в соответствии с "Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденной Минстроем России.

Строительство предприятий по промышленной переработке следует предусматривать для городов (регионов) с общим накоплением твердых бытовых отходов от 30 тыс. тонн/год и более.

Технология промышленной переработки отходов (компостирование или сжигание) выбирается в зависимости от местных условий и экологических требований.

В любом случае должно быть проведено сравнение метода промышленного обезвреживания ТБО с методом складирования на полигоне.

 

5.5. Жидкие бытовые отходы

 

Норма накопления жидких бытовых отходов в неканализованном жилом фонде в зависимости от местных условий (норм водопотребления, уровня стояния грунтовых вод, степени водопроницаемости выгребов и т.п.) колеблется от 1,5 до 4,5 м3/год на 1 человека.

При расчете общего количества жидких бытовых отходов следует учитывать отходы, образующиеся в неканализованных нежилых объектах общественного назначения.

По мере благоустройства населенных мест следует учитывать возможность уменьшения общих объемов жидких бытовых отходов, вывозимых из неканализованных объектов.

Сбор и удаление жидких бытовых отходов следует осуществлять в соответствии с требованиями п.2.3 СанПиН 42-128-4690-88.

 

5.6. Содержание и уборка придомовых и обособленных территорий

 

В генеральной схеме очистки должны быть определены: объемы, методы и технология работ по комплексной уборке городских покрытий в летнее и зимнее время; потребное количество технологических материалов, спецмашин и оборудования, тип и расположение сооружений по механизированной уборке (водозаправочные пункты, базы по приготовлению и хранению противогололедных материалов, места складирования снежно-ледяных образований и т.п.).

В объем работ следует включать уборку максимальной площади улиц и дорог с усовершенствованными типами покрытий, так как они допускают применение всех видов уборки с применением средств комплексной механизации.

Порядок, способ и периодичность механизированной уборки уличных территорий определяются в зависимости от категории улиц и их значимости, при этом следует учитывать интенсивность движения транспортных средств и пешеходов, а также характер уличной застройки.

В подразделе приводится перечень подготовительных работ и организационных мероприятий, направленных на качественную работу спецмашин и достижение необходимой чистоты городских территорий.

Следует учитывать, что основной операцией технологии уборочных работ в летнее время является механизированное подметание дорожных покрытий со сбором смета. При этом учитываются средние нормы накопления смета на 1 м2 покрытий, допускаемые предельные количества загрязнений по категориям улиц, годовые объемы накопления и места складирования смета.

Заправка водой поливомоечных и подметально-уборочных машин должна предусматриваться на специальных водозаправочных пунктах от сети городского водопровода, в том числе технического, водозаборных скважин и из открытых водоемов по согласованию с органами санэпиднадзора.

В генеральной схеме очистки зимняя уборка дорог и очистка от снежно-ледяных образований по предотвращению и устранению гололедных явлений должна предусматриваться в максимально короткие сроки с применением для этих целей активных противогололедных материалов и химических реагентов с учетом экологических требований.

Вместимость баз по приготовлению и хранению противогололедных материалов должна быть рассчитана с коэффициентом запаса 1,2 - 1,3 от ежегодного заготовляемого объема материалов.

При решении вопроса удаления снежно-ледяных образований в зависимости от местных условий следует предусматривать возможность сплава снега по сетям бытовой канализации. При применении вывозной системы удаления в схеме приводят соответствующие требования к сухим и речным снегосвалкам.

 

5.7. Транспортно-производственная база

 

При разработке генеральной схемы очистки должны решаться вопросы количества производственных баз по содержанию и ремонту спецтехники, их мощность и размещение.

Общая мощность баз должна определяться на основании расчетного количества спецмашин по очередям действия схемы.

Количество прочего и обслуживающего транспорта (линейно-оперативные машины, автобусы, топливозаправщики, машины техпомощи, машины для нужд снабжения и т.п.) обычно принимается в размере 5 - 8% количества основных спецмашин и механизмов.

Размещение новых баз следует предусматривать в коммунально-складских и промышленных зонах.

Строительство транспортно-производственных баз должно осуществляться преимущественно по типовым проектам.

 

5.8. Капиталовложения на мероприятия по очистке территорий

 

Схема должна содержать расчеты стоимости строительства (расширения, реконструкции или рекультивации) основных объектов и приобретения оборудования, спецтранспорта и инвентаря.

Расчет стоимости строительства выполняется по укрупненным показателям с использованием смет типовых объектов или объектов-аналогов с учетом затрат на привязку к местным условиям.

Затраты на приобретение машин, механизмов, оборудования и инвентаря принимаются по ценам соответствующих прейскурантов и договорным ценам.

Итоговые данные сводятся в форму таблицы 3 приложения 5.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.