Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 11 февраля 2004 г. N 04-03-11/20
Вопрос: Обращаюсь к Вам в связи с проблемой, возникающей у предприятия, перешедшего на упрощенную систему ведения бухучета и налогообложения.
Предприятие, перешедшее на упрощенную систему, оказалось в более сложном, чем ранее, положении. Являясь фактическим плательщиком НДС (исходящего) в составе единого налога (ст. N 346.11 пункт 2 Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ предусматривает уплату единого налога взамен налогов на прибыль, добавленную стоимость, с продаж, на имущество и единого социального налога), оплачивая НДС входящий в составе цены поставщика на сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, организации# тем не менее, с переходом на упрощенную систему бухучета и налогообложения попала в дискриминационное положение и, дефакто# исключается из числа участников производственного процесса и рынка, поскольку (по разъяснениям работников местных налоговых органов на проводимых семинарах) не имеет право выделять НДС на цены реализуемой продукции в счетах на ТМЦ. Разъяснения даются без ссылки на конкретные статьи закона, либо методические указания Минфина РФ.
Покупатель продукции у организации, перешедшей на упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения, вполне естественно, требует от такого поставщика снижения цены на поставляемые ТМЦ, в пределах ранее выделяемого НДС, поскольку не имеет оснований для предъявления указанной суммы на возмещение из бюджета.
Таким образом, вынужденно принимая условия Покупателя, не являясь формально плательщиком НДС, организация трижды оплачивает его по цепочке: вначале в цене поставщика сырья, затем компенсируя уменьшением цены Покупателю (выполняя тем самым функции бюджета по возмещению), затем в составе единого налога. И хотя входящий НДС включается в затраты, расчеты показывают, что при таком толковании и фактическом исполнении налоговыми органами закона о упрощенной системе налогообложения размер налогового бремени (с учетом неформальных проплат НДС) стал выше, чем прежде. Полагая, что недоразумения# с трактовкой закона вызвано не вполне верным толкованием его работниками налоговых инспекций на местах, и что закон принимался продуманно и осознанно, исходя из официально декларируемых побуждений Правительства и Государственной Думы РФ облегчить налоговое бремя малому и среднему бизнесу и, тем самым, повысить производственную активность данной категории предприятий, прошу Вас дать официальные разъяснения по данному вопросу. Подтвердить возможность выделения НДС в счетах на ТМЦ, выписываемых организацией, перешедшей на уплату НДС в составе единого налога.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел ваше письмо по вопросу возможности указания налога на добавленную стоимость в счетах на товары, реализуемые организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.
На основании пунктов 1 и 4 статьи 168 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) соответствующая сумма налога на добавленную стоимость предъявляется к оплате покупателю товаров (работ, услуг) только налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. При этом в расчетных, первичных учетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не признаются.
Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в выставляемых покупателям расчетных и первичных учетных документах сумму налога на добавленную стоимость не выделяют и счета-фактуры не выставляют. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 5 статьи 173 главы 21 Кодекса в случае выставления налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, покупателю товара счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.
Заместитель руководителя Департамента |
Н.А.Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 11 февраля 2004 г. N 04-03-11/20
Текст письма официально опубликован не был