Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 26 мая 2004 г. N 04-02-05/2/28
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 августа 2008 г. N 03-03-06/1/478
Вопрос: В настоящее время Приказом МНС РФ от 2.04.2002 г. N БГ-3-32/169 утвержден порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Кроме того, Приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" утверждены соответствующие методические рекомендации.
В соответствии с данными порядком и методическими рекомендациями в настоящее время допускается представление налогоплательщиками бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в налоговые органы в электронном виде.
При этом представление документов в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Участниками информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде являются налогоплательщики или их представители, налоговые органы, а также специализированные операторы связи, осуществляющие передачу налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы.
В настоящее время наша организация предоставляет в налоговые органы налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в электронном виде.
Вместе с тем в соответствии с п. 7 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете" первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. То есть первичные документы бухгалтерского учета могут составляться в электронном виде.
Статья 314 НК РФ также устанавливает, что аналитические регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.
Учитывая изложенное, просим разъяснить, возможно ли предоставление первичных документов бухгалтерского учета, а также аналитических регистров налогового учета для проверки налоговым органам в электронном виде и возможно ли подписание данных документов при помощи электронной цифровой подписи, которая используется нашей организацией для подписания налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности при предоставлении их в налоговые органы?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо б/н б/д и сообщает следующее.
Согласно части 2 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Закона все хозяйственные операции, проводимые организаций, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
Учитывая изложенное, использование в первичных учетных документах электронной цифровой подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления допускается при соблюдении условий пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Директор Департамента |
М.А. Моторин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 мая 2004 г. N 04-02-05/2/28
Текст письма официально опубликован не был