Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 июля 2004 г. N 03-03-05/2/44 "О выплатах физическим лицам, удержаниях, начислениях налогов и взносов с них в упрощенной системе налогообложения"

ГАРАНТ:

См. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 апреля 2005 г. N 14324

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

1. По вопросу необходимости производить удержания налога на доходы физических лиц за путевки в санаторий-профилакторий и детские оздоровительные лагеря, предоставленные работникам и их детям, сообщаем, что перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, установлен ст. 217 гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно п. 9 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:

- за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций;

- за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Ввиду того, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на прибыль организаций, суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в санаторий-профилакторий и детские оздоровительные лагеря, предоставленных работникам и их детям выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Что касается вопроса осуществления таких компенсаций за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, то следует иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 346.11 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками единого социального налога и осуществляют в обязательном порядке уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" для работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, предусмотрена возможность добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации страховых взносов на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности по тарифу в размере 3,0 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с гл. 24 "Единый социальный налог" Кодекса для соответствующей категории плательщиков.

Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществлять такую компенсацию за счет средств Фонда социального страхования не могут.

2. По вопросу необходимости начисления организацией взносов на обязательное пенсионное страхование на выплаты своим работникам, осуществленные из средств, находящихся в распоряжении организации после уплаты единого налога, сообщаем, что в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются, соответственно, объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 "Единый социальный налог" Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-работодателей являются выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

При этом на основании п. 3 ст. 236 Кодекса указанные выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом и, соответственно, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, если у налогоплательщика-организации такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Следует учитывать, что положения п. 3 ст. 236 Кодекса не распространяются на организации, не являющиеся плательщиками налога на прибыль, в том числе и на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, на выплаты в пользу физических лиц, производимые за счет средств после уплаты единого налога, начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке без применения п. 3 ст. 236 Кодекса.

3. По вопросу возможности отнесения к расходам при применении упрощенной системы налогообложения добровольных взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (3 процента) сообщаем, что, как уже отмечалось выше, согласно ст. 3 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ для работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, предусмотрена возможность добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации страховых взносов на социальное страхование работников на случаи временной нетрудоспособности по тарифу в размере 3,0 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с гл. 24 "Единый социальный налог" Кодекса для соответствующей категории плательщиков.

В перечне расходов, которые признаются в целях гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса, для налогоплательщиков, избравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, добровольные взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не поименованы, поэтому эти расходы налогоплательщик может осуществлять за счет собственных средств, оставшихся в его распоряжении после уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

4. По вопросу, касающемуся порядка отнесения к расходам, уменьшающим полученные доходы при применении упрощенной системы налогообложения, начисленной заработной платы работников, если часть ее удерживается в виде налога на доходы физических лиц, а также в виде алиментов, перечислений на сберегательную книжку, удержания квартплаты, сообщаем, что согласно пп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы в том числе на расходы на оплату труда, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 255 Кодекса.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда.

Согласно п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты (кассовый метод).

Статья 273 Кодекса устанавливает порядок определения доходов и расходов организации, уплачивающей налог на прибыль организаций при кассовом методе, которые применяется и для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в части, не противоречащей гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса.

Подпункт 1 п. 3 ст. 273 Кодекса определяет, что при кассовом методе расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.

Таким образом, начисленная налогоплательщиком оплата труда своим работникам относится к расходам в момент перечисления налога на доходы физических лиц, алиментов, перечислений на сберегательные книжки работников, удержания квартплаты.

ГАРАНТ:

См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 февраля 2007 г. N 03-11-04/2/48

5. По вопросу отражения в платежной ведомости выплаченной заработной платы, материальной помощи и премий непроизводственного характера таким образом, чтобы было возможно исчислить налоговую базу по единому налогу, исчисляемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сообщаем, что, как уже отмечалось выше, согласно пп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы в том числе на расходы на оплату труда, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 255 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда. Материальная помощь и премии непроизводственного характера не уменьшают полученные доходы, так как эти выплаты не поименованы в ст. 255 Кодекса.

Пункт 2 ст. 346.16 Кодекса определяет, что расходы, уменьшающие полученные доходы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст.  252 Кодекса.

Так, одним из критериев, согласно которым затраты налогоплательщика могут быть признаны расходами в целях налогообложения, является их документальное подтверждение.

Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также следует учитывать, что ст. 346.24 Кодекса устанавливает, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

В соответствии с п. 1.1 Порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного Приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут Книгу учета доходов и расходов, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

Поскольку специальные формы первичных документов для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, не разработаны, такие налогоплательщики должны применять первичные документы, используемые организациями, находящимися на общем режиме налогообложения.

При этом согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.

Государственный комитет Российской Федерации по статистике Постановлением от 05.01.2004 N 1 утвердил унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.

Одной из унифицированных форм первичной учетной документации по учету рабочего времени и расчета оплаты труда, утвержденной вышеназванным Постановлением, является платежная ведомость.

Реквизиты этого первичного документа не позволяют организовать должным образом налоговый учет расходов по оплате труда в случае, если по одной платежной ведомости производится выплата работникам организации заработной платы, материальной помощи и премий непроизводственного характера. Поэтому, по нашему мнению, было бы целесообразно оформлять эти выплаты разными платежными ведомостями.

 

Заместитель директора департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ

А.И. Иванеев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 июля 2004 г. N 03-03-05/2/44 "О выплатах физическим лицам, удержаниях, начислениях налогов и взносов с них в упрощенной системе налогообложения"


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 31 августа 2004 г. N 32