Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос ЗАО об отказе налогового органа принять уточненную декларацию за 2000 г. для проведения зачета излишне уплаченной суммы налога на прибыль предприятий и организаций и сообщает следующее.
Пунктом 1 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
В соответствии с п. 2 ст. 80 Кодекса налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика поставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.
Внесение налогоплательщиком изменений в налоговую декларацию, согласно которым уменьшаются исчисленные ранее суммы налога, может служить основанием для осуществления налоговым органом зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.
В соответствии с п.п. 4 и 7 ст. 78 Кодекса зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется по решению налогового органа на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Учитывая, что заявление о возврате излишне уплаченной налогоплательщиком суммы налога может быть подано в срок, не превышающий трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 Кодекса), заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня излишней уплаты налога.
Данная позиция находит подтверждение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 2046/04, где определено, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика, поэтому к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.
Кроме того, в рамках осуществления налогового контроля для проверки изменений, вносимых налогоплательщиком в налоговую декларацию, налоговый орган проводит налоговую проверку. При этом в соответствии со ст. 87 Кодекса налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Таким образом, налоговый орган имеет возможность проверить правильность и обоснованность вносимых налогоплательщиком изменений в налоговую декларацию, только если со дня уплаты суммы соответствующего налога прошло не более трех лет.
Из рассматриваемых норм Кодекса следует, что налогоплательщик вправе внести изменения в налоговую декларацию, в том числе в период, предшествующий предельному сроку, установленному Кодексом для проведения налоговой проверки, а налоговый орган обязан принять данную налоговую декларацию. При этом зачет или возврат излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налога может быть осуществлен налоговым органом, только если со дня уплаты указанных сумм налога не истек трехлетний срок.
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 августа 2004 г. N 03-02-07/15 "О сроках внесения изменений в налоговые декларации и возврата налогов"
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии" от 18 ноября 2004 г. N 20