Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 19 ноября 2004 г. N 03-03-01-04/2/30
Вопрос: Коммерческий банк - открытое акционерное общество просит дать разъяснения по следующему вопросу.
Согласно подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав прочих расходов связанных с производством и реализацией представительские расходы. При этом к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации - налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
При этом региональные налоговые органы в своих письмах не разрешают относить на представительские расходы алкогольную продукцию, закупленную специально для данных мероприятий (письмо УМНС г. С-Петербурга N 02-05/4803 от 07.03.03, письмо УМНС по Московской области N 04-27/03000 от 10.03.03), ссылаясь на то, что приведенный в п. 2 ст. 264 НК РФ перечень представительских расходов закрыт и алкогольной продукции в нем нет, поэтому уменьшать налог на прибыль на стоимость алкогольной продукции выпитой во время представительской встречи нельзя.
В свою очередь Министерство по налогам и сборам письмом N 02-5-10/127 от 15.12.03 опровергло позицию региональных Управлений МНС, а именно: "Расходы организации на алкогольную и табачную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли...". Данное письмо не было опубликовано в справочно-правовых системах "Гарант" или "Консультант", в связи с чем просим Вас довести данное письмо до "Запсибкомбанк" ОАО, для использования в дальнейшей работе. А в случае отсутствия возможности опубликования данного письма в полной форме, разъяснить позицию Министерства по налогам и сборам, представленную в этом письме.
МИМНС России N 5 по Тюменской области, куда обратился за консультацией по указанному вопросу, отказалась давать какие-либо комментарии и рекомендовала обратиться непосредственно в МНС России. Поскольку в связи с выходом Указа Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" N 314 от 09.03.04 г., функции по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах передаются от МНС РФ к Минфину РФ, просим Вас дать необходимые разъяснения.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо от 05.07.2004 г. и по поставленным вопросам сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализаций#, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 264 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 264 Кодекса к представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
По нашему мнению, расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, которые учитываются в размере, не превышающем четырех процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговой) период, в случае их осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок).
При этом статьей 5 Гражданского кодекса Российской Федерации под обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Заместитель |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.
К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, которые учитываются в размере, не превышающем четырех процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговой) период, в случае их осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 ноября 2004 г. N 03-03-01-04/2/30
Текст письма официально опубликован не был