Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Письмо ПФР от 18 февраля 2002 г. N СД-09-27/1550 "О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

ГАРАНТ:

О дополнении настоящего письма см. письмо ПФР от 7 июля 2003 г. N СД-09-25/7071

В связи с вступлением в силу с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Пенсионный фонд Российской Федерации разъясняет.

В соответствии с частью 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные статьями 15.3, 15.4, частью 1 статьи 15.6, частью 1 статьи 15.7, статьей 15.8 (в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды) Кодекса об административных правонарушениях, вправе составлять должностные лица государственных внебюджетных фондов.

Данная норма соответствует положениям статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, а также соответствует подпункту 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", в соответствии с которым должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации вправе налагать штрафы.

Перечень должностных лиц ПФР и его территориальных органов, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, будет утвержден постановлением Правления ПФР и доведен до ОПФР.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании предусмотрена за:

нарушение установленного срока регистрации в органах страховщика;

неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий;

неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ ответственность за правонарушения в области налогов и сборов предусмотрена за:

нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (статья 15.3);

нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации (статья 15.4);

непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 15.6);

нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (статья 15.7);

нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (статья 15.8);

неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (статья 15.9);

неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (статья 15.10);

грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (статья 15.11).

Из вышеуказанных административных правонарушений, предусмотренных статьями 15.3 - 15.11 Кодекса, должностные лица Пенсионного фонда Российской Федерации вправе составлять протоколы в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то есть протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3, 15.4, частью 1 статьи 15.6, частью 1 статьи 15.7, статьей 15.8.

Привлечение страхователя - юридического лица к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренной статьей 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не освобождает от предусмотренной административной ответственности должностных лиц этих организаций, так как вина юридического лица и вина конкретного работника являются разными по содержанию составов правонарушений и субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьями 15.3, 15.4, частью 1 статьи 15.6, частью 1 статьи 15.7, статьей 15.8, являются должностные лица.

При выявлении правонарушения уполномоченный орган ПФР вправе одновременно привлекать к ответственности, налагать штрафные санкции как на юридическое лицо, так и на должностное лицо.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, в протоколе указываются:

дата и место его составления;

должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица (законными представителями юридического лица в сответствии с Кодексом является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, полномочия законного представителя юридического лица подтверждается документами, удостоверяющими его служебное положение), в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему (потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред) по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Форма протокола будет утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации и доведена до региональных отделений дополнительным письмом.

Суммы штрафов, взыскиваемых органами Пенсионного фонда в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, так как в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются также штрафные санкции и пени, кроме того, в проекте федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год" установлено, что доходы бюджета на 2002 год формируются также за счет суммы пеней и иных финансовых санкций, в том числе взыскиваемых органами Фонда в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Заместитель Председателя Правления

С.Е. Донцов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Сообщается, что в соответствии с ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды, вправе составлять должностные лица государственных внебюджетных фондов.

Приводится перечень административных правонарушений в области налогов и сборов, за которые предусмотрена административная ответственность.

Привлечение страхователя - юридического лица к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании не освобождает от предусмотренной административной ответственности должностных лиц этих организаций, так как вина юридического лица и вина конкретного работника являются разными по содержанию составов правонарушений и субъектами административных правонарушений являются должностные лица.

При выявлении правонарушения уполномоченный орган ПФР вправе одновременно привлекать к ответственности, налагать штрафные санкции как на юридическое лицо, так и на должностное лицо.

Определяется порядок составления протокола об административном правонарушении.

Суммы штрафов, взыскиваемых органами Пенсионного фонда, подлежат зачислению в бюджет Пенсионного фонда РФ.


Письмо ПФР от 18 февраля 2002 г. N СД-09-27/1550 "О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"


Текст письма официально опубликован не был