Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 28 февраля 2005 г. N 03-03-01-04/1/80
Вопрос: ЗАО в соответствии со ст. 213 ТК РФ, требованиями действующего законодательства РФ и приказом по предприятию (копия приказа с ссылками на нормативные акты прилагается) проводит обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников предприятия (как работающих, так и только принимаемых на работу), а именно:
- работников, задействованных на вредных производствах,
- работников столовой предприятия (как подразделения, связанного с общественным питанием),
- работников штатной службы охраны предприятия, имеющих соответствующие лицензии на охранную деятельность и право на ношение оружия.
Обязательность предварительных и периодических медицинских осмотров для указанных категорий работников предприятия установлена в некоторых случаях Постановлениями Правительства РФ, в некоторых - Приказами Минздрава РФ.
Мы считаем, что в соответствии с п. 1 подп. 7 ст. 264 НК РФ, расходы предприятия на проведение обязательных медицинских осмотров работников указанных категорий, можно отнести к расходам, связанным с обеспечением предприятием нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренным законодательством РФ, и соответственно уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму таких расходов.
Однако, существует иное мнение у налоговых инспекторов, трактующих п. 1 подп. 7, ст. 264 НК РФ "буквально". Иная точка зрения основывается на том, что на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, можно относить только те расходы на медицинские осмотры, проведение которых установлено нормативными актами Правительства РФ или законами РФ. А Приказы Минздрава РФ не относятся к законодательству РФ и, соответственно, расходы налогоплательщика на обязательные медицинские осмотры, установленные Приказами Минздрава РФ не могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Учитывая вышеизложенное, просим разъяснить относятся ли в свете главы 25 НК РФ на себестоимость продукции (работ, услуг) затраты предприятия на проведение обязательных медосмотров работников предприятия, как предварительных (при приеме на работу), так и периодических, и внеочередных, обязательность проведения которых установлена, как Постановлениями Правительства РФ, так и Приказами Минздрава РФ.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу отнесения на расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, затрат на проведение медицинских осмотров работников и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в составе прочих расходы, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда. При этом указанные расходы должны соответствовать положениям пункта 1 статьи 252 Кодекса, согласно которым расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 163 Трудового кодекса Российской Федерации к нормальным условиям труда относятся, в частности, условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации в обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда входит в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований).
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321, к полномочиям Минздравсоцразвития России относится определение порядка проведения обязательных медицинских осмотров (пункт 5.2.25 указанного положения). До момента принятия данного постановления определение порядка прохождения обязательных медицинских осмотров относилось к компетенции Министерства здравоохранения Российской Федерации (пункт 2 раздела 3 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 N 284).
Учитывая изложенное, отнесение затрат на проведение медицинских осмотров, проводимых в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России или Минздрава России, к прочим расходам, учитываемым в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса, является правомерным.
Копия настоящего ответа направлена в Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России.
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отнесение затрат организации на проведение медицинских осмотров (периодических и внеочередных) к прочим расходам, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), при определении налоговой базы по налогу на прибыль, является правомерным.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 февраля 2005 г. N 03-03-01-04/1/80
Текст письма официально опубликован не был