Решение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10 августа 2001 г. О признании распоряжения мэра Москвы от 26 января 2000 г. N 90-РМ "О лицензировании перевозочной и транспортно-эксплуатационной деятельности на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта, на территории города Москвы" недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания

Решение СК по гражданским делам Московского городского суда
от 10 августа 2001 г.

ГАРАНТ:

Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2001 г. N 5-г01-143 настоящее решение оставлено без изменения

Именем Российской Федерации

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:

председательствующего Емышевой В.А.,

с участием прокурора Гнусенко О.Г.,

при секретаре Тарасовой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-361/2001 по заявлению МГАО "Промжелдортранс" о признании недействительным Распоряжения Мэра Москвы N 90-РМ от 26.01.2000, установила:

Распоряжением Мэра Москвы N 90-РМ от 26.01.2000 "О лицензировании перевозочной и транспортно-эксплуатационной деятельности на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта на территории города Москвы" утверждено Положение о лицензировании перевозочной и транспортно-эксплуатационной деятельности на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта, на территории города Москвы (Приложение 1).

МГАО "Промжелдортранс" обратилось в суд с заявлением о признании данного распоряжения недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания, ссылаясь на то, что оно противоречит федеральному законодательству.

Представители Мэра Москвы с заявлением не согласны, считая его необоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявление, судебная коллегия находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 13 ГК Российской Федерации нормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц, может быть признан судом недействительным.

Согласно ст. 71 п. "ж" и "о" Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка и гражданское законодательство в находятся в ведении Российской Федерации.

В соответствии со ст. 49 ГК Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иным правовыми актами.

Согласно ст. 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 178-ФЗ, от 22.12.1999 N 215-ФЗ, от 22.12.1999 N 216-ФЗ, от 12.05.2000 N 69-ФЗ, от 29.12.2000 N 169-ФЗ) данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства, также на установление правовых основ единого рынка.

В силу ст. 3 этого же Закона основными принципами осуществления лицензирования являются обеспечение единого экономического пространства на территории Российской Федерации, утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального закона Федерального закона# "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, дан в статье настоящего федерального закона. Этот перечень неполный. По названной правовой норме, лицензированию подлежат другие (кроме перечисленных в ст. 17 Федерального закона) виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего федерального закона иными федеральными законами.

Согласно ст. 17 закона перевозочная и транспортно-эксплуатационная деятельность на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта подлежит лицензированию.

Из анализа указанных норм следует, что лицензирование всех видов деятельности, осуществляется только законодательством Российской Федерации, т.е. находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, субъекты Российской Федерации не вправе принимать нормативные акты об утверждении порядка лицензирования отдельных видов деятельности.

Довод представителей заинтересованных лиц о том, что до принятия Правительством Российской Федерации положения о лицензировании перевозочной и транспортно-эксплуатационной деятельности на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта, субъект Российской Федерации вправе принять Положение об утверждении порядка лицензирования, не основан на законе и поэтому не может быть принят во внимание.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что Мэр Москвы, принимая оспариваемое распоряжение, выше# за пределы своих полномочий.

Распоряжение Мэра Москвы от 26.01.2000 N 90-РМ нарушает права МГАО "Промжелдортранс", поскольку согласно устава данного юридического лица предметом деятельности общества является перевозка грузов и погрузочно-разгрузочных работ#, а также их организация (п. 2.2 Устава).

Руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:

заявление МГАО "Промжелдортранс" о признании недействительным Распоряжения Мэра Москвы N 90-РМ от 26.01.2000 - удовлетворить.

Признать Распоряжение Мэра Москвы N 90-РМ от 26.01.2000 "О лицензировании перевозочной и транспортно-эксплуатационной деятельности на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта, на территории города Москвы" - недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.

Сообщение о решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

 

Председательствующий:

В.А. Емышева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10 августа 2001 г.


Настоящее решение вступило в силу 13 ноября 2001 г.


Текст решения официально опубликован не был


Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2001 г. N 5-г01-143 настоящее решение оставлено без изменения