Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 мая 2005 г. N 03-03-01-04/1/236 "Относительно позиции МНС России о применении критериев обоснованности налоговых расходов"

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 6 мая 2005 г. N 03-03-01-04/1/236
"Относительно позиции МНС России о применении критериев обоснованности налоговых расходов"

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему письму


Вопрос: В соответствии с письмом МНС России от 27.09.2004 N 02-5-11/162 при расчете налога на прибыль в расходах можно учитывать амортизацию, начисленную в период временного перерыва в эксплуатации основных средств (например, в период простоя у организаций с сезонным характером работы). Наша же организация, руководствуясь приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, в бухгалтерском учете амортизации по основным средствам начисляла, а в налоговом учете начисляла, но при исчислении налога на прибыль не учитывала. Можно ли нам пересчитать налоговую базу, и если да, то с какого периода?


Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу исчисления налога на прибыль организаций сообщает следующее.

1. Рассматривая вопрос об отнесении амортизации, начисленной в период временного перерыва в эксплуатации основных средств, к расходам, уменьшающим полученные доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, следует учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). При этом расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.

Пунктом 49 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

По нашему мнению, амортизация, начисленная по амортизируемому имуществу, не используемому налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода, не уменьшает полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом следует отметить, что расходы в виде амортизации неэксплуатируемого основного средства, находящегося во временном простое, признаваемом обоснованным и являющимся частью производственного цикла организации, соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 Кодекса и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организации.

К таким простоям можно отнести, например, простой, вызванный ремонтом основного средства, либо простой, возникший у организации в силу сезонного характера ее деятельности. Оправданным также может быть признан простой организации, производственный цикл которой включает в себя подготовительную фазу.

2. По вопросу, касающемуся пересчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае обнаружения ошибок, приведших к завышению налоговой базы по данному налогу, сообщаем следующее.

Пересчитав налоговую базу по налогу на прибыль организаций, налогоплательщик обязан внести соответствующие дополнения и изменения в налоговую декларацию по данному налогу. Внесение налогоплательщиком дополнений и изменений в налоговую декларацию, согласно которым уменьшаются исчисленные ранее суммы налога, служит основанием для осуществления налоговым органом зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога.

Пункт 2 статьи 80 части первой Кодекса определяет, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.

При этом, согласно пункту 8 статьи 78 Кодекса, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

По мнению департамента, ввиду схожести по своему экономическому содержанию операций возврата и зачета излишне уплаченных сумм налога, заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком также в течение трех лет со дня излишней уплаты данного налога. Аналогичного мнения придерживается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.06.2004 N 2046/04).

Порядок зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога изложен в статье 78 Кодекса.

Помимо прочего следует учитывать тот факт, что, согласно статье 87 Кодекса, налоговые органы, осуществляя налоговый контроль, могут охватить налоговыми проверками только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Таким образом, учитывая срок, охватываемый налоговыми проверками, а также период, в котором возможно подать заявление о зачете и возврате излишне уплаченной суммы налога, налогоплательщик может внести изменения в налоговую декларацию, отражающую исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций за три последних налоговых периода.


Заместитель директора департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ

А.И. Иванеев

Амортизация, начисленная по амортизируемому имуществу, не используемому в деятельности, направленной на получение дохода, не уменьшает полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Если же основное средство не эксплуатируется из-за обоснованного простоя, то расходы в виде амортизации уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организации. К таким простоям относятся, например, простой, вызванный ремонтом, либо возникший у организации в силу сезонного характера работ, а также простой в период подготовительной фазы производственного цикла.

В случае обнаружения ошибок, приведших к завышению налоговой базы по налогу на прибыль организаций, налоговая база персчитывается и в налоговую декларацию вносятся изменения, на основании которых уменьшаются исчисленные ранее суммы налога. Учитывая срок, охватываемый налоговыми проверками, налогоплательщик может внести изменения в налоговую декларацию за три последних налоговых периода.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 мая 2005 г. N 03-03-01-04/1/236 "Относительно позиции МНС России о применении критериев обоснованности налоговых расходов"


Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 14 июня 2005 г. N 11, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 28 июня 2005 г. N 24


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.