Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Типовая инструкция по охране труда для судового электрика ТОИ Р-31-003-96 (утв. распоряжением Федеральной службы морского флота РФ от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971) (не применяется)

Типовая инструкция по охране труда для судового электрика ТОИ Р-31-003-96
(утв. распоряжением Федеральной службы морского флота РФ от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971)

ГАРАНТ:

Настоящий документ прекратил действие

Приказом Минтранса России от 7 октября 2020 г. N 414 распоряжение Федеральной службы морского флота РФ от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971 признано не подлежащим применению с 7 октября 2020 г.

См. справку о типовых инструкциях по безопасности условий труда

 

Дата введения 1 марта 1997 г.

 

Введение

 

Настоящая типовая инструкция по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов, плавающих под флагом Российской Федерации, составлена в соответствии с требованиями ст. 145 "Кодекса законов о труде Российской Федерации", ст.ст. 9, 10 и 12 "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда" и "Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда", утвержденного Министерством труда (Постановление N 129 от 01.07.93 г.). Типовая инструкция составлена на основании РД 31.81.10-91 "Правил техники безопасности на судах морского флота" (с изменениями согласно Извещению по охране труда N 1-95), "Санитарных правил для морских судов", с учетом требований других современных нормативных документов.

Типовая инструкция предназначена для использования их администрациями судов и предприятий (пароходств) всех видов собственности, имеющих флот, для разработки судовых инструкций по охране труда для морских профессий. При разработке инструкций по охране труда для профессий судовых экипажей, администрации указанных предприятий, судов должны включить в них требования безопасности с учетом специфики выполняемой работы. Такие инструкции по охране труда утверждаются, регистрируются и направляются на суда в соответствии с "Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда", утвержденными Минтрудом РФ 01.07.93 N 129. Руководители предприятий должны обеспечить инструкциями по охране труда всех членов экипажей судов и руководителей заинтересованных подразделений (служб) предприятия.

 

I. Общие требования безопасности

 

1.1. Требования безопасности труда, изложенные в настоящей Типовой инструкции, распространяются на лиц, выполняющих работу судового электрика (старшего электрика).

1.2. К работе в качестве судового электрика допускаются мужчины, достигшие 18-летнего возраста, имеющие удостоверения электрика (старшего электрика) на допуск к работам по обслуживанию судового оборудования, систем, приборов, прошедшие медицинское освидетельствование и инструктаж по безопасности труда.

1.3. Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени составляет 8 часов, то есть 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

На судах с круглосуточной работой устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов АТО - четырехсменный график вахт (работ).

На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двух- или односменный график вахт. В зависимости от конкретных условий могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8 часов, но не более 12 часов в сутки. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

Для членов экипажа устанавливается суммированный учет рабочего времени.

1.4. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. Члены экипажа должны иметь в течение суток (24 часов), по крайней мере, один непрерывный 8-часовой отдых.

Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха, по желанию члена экипажа, должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту.

1.5. При выполнении работ электрик может контактировать с опасными и вредными производственными факторами.

Опасным производственным фактором называется фактор, воздействие которого на работающего, в определенных условиях, может привести к травме или к внезапному ухудшению здоровья, Вредным - к снижению работоспособности или к заболеваниям. К опасным и вредным производственным факторам относятся: вредные химические вещества, пыль, шум, вибрация, электромагнитные поля, биологические факторы, неблагоприятные метеоусловия, микроклимат помещений и др.

1.6. Электрик обязан знать о возможном контакте с вредными и опасными производственными факторами:

(01) при работах в замкнутых пространствах (топливных, балластных и др. танках) может иметь место недостаток кислорода, испарения нефтепродуктов;

(02) при работе в аккумуляторных помещениях - пары кислот, щелочей;

(03) при производстве малярных работ - пары растворителя;

(04) при палубных работах на открытом воздухе - неблагоприятные метеофакторы, острые кромки, заусенцы, движущиеся механизмы, подвижные части производственного оборудования;

(05) при ремонтных работах - шум, локальная вибрация, пыль, острые кромки, заусенцы, вредные вещества, образующиеся при сварочных работах;

(06) при работе на кабельных трассах и электрооборудовании возможно поражение электротоком.

1.7. Выделяют 3 класса условий и характера труда:

1 класс - оптимальные условия. Исключено неблагоприятное воздействие на здоровье человека опасных и вредных производственных факторов.

2 класс - допустимые условия. Уровень опасных и вредных производственных факторов не превышает установленных гигиенических нормативов. Возможно незначительное изменение здоровья, которое восстанавливается во время регламентируемого отдыха в течение рабочего дня или к началу следующей вахты.

3 класс - опасные и вредные условия труда. Уровень опасных и вредных производственных факторов превышает гигиенические нормативы, что может привести к стойкому снижению работоспособности или нарушению здоровья.

Контакт с опасными и вредными производственными факторами может приводить к травмам или к развитию различных профессиональных заболеваний с поражением сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, печени, почек и др.

1.8. При выполнении судовых работ, в соответствии с видом опасных и вредных производственных факторов, электрик обязан пользоваться средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью, предохранительными приспособлениями - очками, наушниками и др.) и электрозащитными средствами (диэлектрическими перчатками, ботами, ковриками и др.).

Спецодежда должна быть чистой, исправной, застегнутой на все пуговицы, спецобувь должна быть зашнурована.

1.9. При использовании судового оборудования электрик обязан выполнять инструкции по его эксплуатации.

1.10. При выполнении порученной работы электрик не должен покидать свое рабочее место без разрешения электромеханика или принимать участие в производстве работ ему не порученных. Во время работы не разрешается курить и принимать пищу.

1.11. При нахождении на судне запрещается:

(01) распивать спиртные напитки и являться на судно в состоянии алкогольного опьянения;

(02) спускаться или входить в трюма и отсеки судна без разрешения администрации и без сообщения об этом вахтенному помощнику капитана;

(03) входить в неосвещенные трюма и другие судовые помещения;

(04) снимать, переставлять ограждения, знаки и другие устройства, обеспечивающие безопасность работ;

(05) работать неисправным инструментом и на неисправном оборудовании, при обнаружении неисправности механизма его надо немедленно остановить;

(06) становиться или садиться на комингсы открытых трюмов, фальшборт, ограждения, кнехты, прыгать с борта судна на причал, другие суда и в воду;

(07) спускаться на лед с судов и причалов, переходить по льду в местах, не предназначенных для этого;

(08) находиться в местах производства судовых работ лицам, не участвующим в работе;

(09) курить, пользоваться открытым огнем и бытовыми электронагревательными приборами, за исключением специально выделенных мест;

(10) выбрасывать за борт горящие или тлеющие предметы (окурки и др.);

(11) купаться с судов, шлюпок, плотов на акваториях портов и судоремонтных заводов;

(12) передвигаться по судовым трапам не держась за поручни и в обуви без задников или в колодках;

(13) высовываться в иллюминатор во время швартовных операций, оставлять открытыми иллюминаторы при уходе из помещения.

1.12. При нахождении на территории порта (судоремонтного завода) запрещается:

(01) ходить по железнодорожному полотну и проезжей части дороги;

(02) переходить железнодорожные пути вблизи движущегося состава, пролезать под вагонами и через автосцепы стоящего состава;

(03) проходить через зону работы грузоподъемных кранов и судовых стрел во время производства грузовых работ;

(04) проходить вблизи штабелей складированного груза.

1.13. Пользоваться аппаратами КИП, АСВ-2 и водолазным снаряжением с разрешения старшего помощника капитана могут только лица, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующий документ.

1.14. Электрик должен знать правила оказания первой доврачебной помощи при поражении человека электрическим током, при травмах в результате действия кислоты, щелочи, а также при других несчастных случаях (Приложение) и уметь ее оказывать.

1.15. Обо всех замеченных неисправностях оборудования, устройств электрик должен сообщить электромеханику.

1.16. При несчастных случаях необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или лицо, исполняющее обязанности врача, и сообщить о случившемся вахтенному механику или руководителю работ, по возможности сохранив обстановку на месте происшествия для расследования.

1.17. Требования Инструкции по охране труда являются обязательными для работника. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

 

II. Требования безопасности перед началом работы

 

2.1. Перед началом работы необходимо подготовить и тщательно осмотреть электрозащитные средства (диэлектрические перчатки, галоши, боты, коврики и др.). Электрозащитные средства должны быть испытаны и не иметь механических повреждений. Если на установке имеется напряжение свыше 1000 В, то для него должен быть отдельный комплект электрозащитных средств.

2.2. Перед выполнением работ, связанных с повышенной опасностью, электрик должен получить целевой инструктаж у электромеханика.

2.3. Место производства работ должно быть хорошо освещено и содержаться в чистоте и порядке. Проходы вблизи электрооборудования должны быть свободными, плиты настила и палуба - ровными, чистыми и сухими.

2.4. Диэлектрические коврики у распределительных щитов должны быть чистыми и аккуратно уложены, изоляция поручней и самих распределительных щитов должна быть исправной.

2.5. Работы, проводимые с частичным или полным снятием напряжения, должны выполняться под руководством электромеханика. При этом необходимо:

(01) произвести необходимые отключения и принять меры, препятствующие подаче напряжения к месту работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационной аппаратуры;

(02) присоединить переносные заземления к корпусу судна, а затем - к токоведущим частям, подлежащим заземлению;

(03) вывесить предупреждающие знаки и при необходимости установить ограждение;

(04) проверить отсутствие напряжения на частях установки, предназначенной для ремонта.

 

III. Требования безопасности во время работы

 

3.1. Требования безопасности при оперативном обслуживании электрооборудования

3.1.1. Проверка отсутствия напряжения до 1000 В производится указателем напряжения заводского исполнения или переносным вольтметром. Применение контрольных ламп не допускается.

3.1.2. При осмотрах электрооборудования электрик должен следить за исправностью заземления металлических корпусов и частей механических приборов коммуникационной аппаратуры.

3.1.3. Установка и снятие предохранителей производится при снятом напряжении и отключенной нагрузке. В случае невозможности снятия напряжения допускается менять закрытые предохранители под напряжением до 400 В с нагрузкой, а под напряжением свыше 400 В при отключенной нагрузке, работая в диэлектрических перчатках, защитных очках и используя изолирующие клещи.

3.1.4. При осмотрах и обслуживании судового электрооборудования запрещается:

(01) производить работы на не отключенном электрооборудовании, установленном в сырых, взрыво- и пожароопасных помещениях;

(02) снимать знаки безопасности, проникать за ограждения и кожухи, касаться токоведущих частей;

(03) включать электрооборудование с неисправной пускозащитной аппаратурой, другими неисправностями и при сопротивлении изоляции ниже допустимых норм:

(04) эксплуатация электрооборудования с открытыми токоведущими и вращающимися частями;

(05) использовать для промывки электрооборудования растворители и моющие средства без согласования с электромехаником.

3.2. Требования безопасности при профилактических и ремонтных работах

3.2.1. Работы, производимые в действующих судовых электроустановках, разделяются на три категории:

(01) выполняемые при полном снятии напряжения;

(02) выполняемые при частичном снятии напряжения;

(03) выполняемые без снятия напряжения.

3.2.2. На месте производства работ с полным снятием напряжения должны быть отключены токоведущие части, на которых производится работа, а также доступные прикосновению при выполнении работ.

3.2.3. Для предотвращения подачи к месту работы напряжения от трансформаторов необходимо отключить все связанные с подготовляемым к ремонту электрооборудованием силовые, измерительные и другие трансформаторы со стороны как высшего, так и низшего напряжения.

3.2.4. На рукоятках автоматов, выключателей, разъединителей, рубильников, на ключах и кнопках управления, а также на основаниях предохранителей, при помощи которых может быть подано напряжение к месту работ, вывешивается запрещающий знак "Не включать! Работают люди".

3.2.5. Перед началом всех видов работ в электроустановках со снятием напряжения проверка отсутствия напряжения должна производиться между всеми фазами и каждой фазой по отношению к корпусу и к нулевому проводу (если таковой имеется). Перед проверкой необходимо убедиться в исправности указателя напряжения путем проверки его на токоведущих частях, находящихся под напряжением.

Указатель напряжения или вольтметр, применяемый для проверки отсутствия напряжения, должен быть рассчитан на номинальное линейное напряжение электроустановки.

3.2.6. Стационарные измерительные приборы и лампы сигнализации являются только вспомогательными средствами, по показаниям которых не разрешается делать заключение об отсутствии напряжения.

3.2.7. Необходимость наложения переносного заземления в каждом конкретном случае определяется электромехаником.

Наложение заземления производится после проверки отсутствия напряжения.

Запрещается пользоваться для заземления проводниками, не предназначенными для этой цели, а также производить присоединение заземлений путем их скрутки.

3.2.8. При выполнении работы без применения переносных заземлений, должны быть сняты предохранители, применены изолирующие накладки в рубильниках, автоматах, контакторах и т.п. или отсоединены концы питающей линии.

3.2.9. После снятия электроустройств с фундамента оставшиеся выводные концы кабелей должны быть изолированы и предохранены от повреждения.

3.2.10. Работы при частичном снятии напряжения должны выполняться под руководством электромеханика при соблюдении следующих мер безопасности:

(01) применение основных (изолирующие штанги, изолирующие и электроизмерительные клещи, указатели напряжения и др.) и дополнительных (диэлектрические перчатки, боты, коврики, изолирующие подставки и накладки, переносные заземления и др.) электрозащитных средств обязательно;

(02) неотключенные токоведущие части, доступные случайному прикосновению, должны быть ограждены временными ограждениями, диэлектрическими матами, щитами и т.п.;

(03) вывешены предупреждающие знаки "Стой! Опасно для жизни" (для установок напряжением до 1000 В) и "Стой! Высокое напряжение" (для установок напряжением 1000 В и выше).

3.2.11. Электрик, производящий работу вблизи токоведущих частей, находящихся под напряжением, должен располагаться так, чтобы эти токоведущие части были перед ним.

Запрещается производить работу, если находящиеся под напряжением токоведущие части расположены сзади или с двух боковых сторон, а также работать в согнутом положении, если при выпрямлении можно коснуться токоведущих частей, находящихся под напряжением.

3.2.12. Производство работ на токоведущих частях без снятия напряжения допускается только в аварийных ситуациях под непосредственным руководством электромеханика (Раздел IV).

3.2.13. Перед вскрытием или разрезанием кабеля необходимо проследить его расположение по чертежам, схемам раскладки, по биркам и маркировкам, проверить, что он отключен.

3.2.14. Кабельная масса для заливки муфт должна разогреваться в специальной железной кастрюле с крышкой и носиком.

3.2.15. При работе с коррозийно-стойкой массой следует надевать брезентовые рукавицы и защитные очки.

3.2.16. Запрещается:

(01) разогревать невскрытые банки с кабельной массой;

(02) передавать сосуд с массой из рук в руки; при передаче необходимо ставить его на землю.

3.2.17. Перед началом работ вблизи судового тифона, радиолокационных антенн, радиоантенн необходимо сообщить об этом руководителю службы (старшему механику, начальнику радиостанции) и вахтенному помощнику капитана для отключения соответствующих устройств, аппаратов и механизмов.

3.2.18. Работы на мачтах, колоннах и других высокорасположенных местах должны производиться при отключенном напряжении, снятых предохранителях, с соблюдением следующих требований безопасности:

(01) все работы на высоте могут производиться только с разрешения старшего помощника капитана;

(02) работы на мачтах, колоннах и других высокорасположенных местах должны осуществляться на беседках или в люльках при помощи специально заведенных горденей. Необходимо, совместно с руководителем работ, убедиться в их надежности.

Подъем и перемещение людей при помощи люльки и судового крана может допускаться только под непосредственным руководством старшего помощника капитана;

(03) при выполнении работ на высоте применение предохранительных поясов и защитных касок обязательно. После подъема на высоту электрик должен закрепиться карабином или страховочным канатом за прочные конструкции судна;

(04) выполнение кратковременных работ на высоте (смена ламп и др.) разрешается производить при нахождении электрика на вертикальном трапе или скоб-трапе с обязательным креплением страховочного стропа предохранительного пояса за прочные судовые конструкции.

3.2.19. Работать на заточных станках разрешается, если:

(01) защитный экран прозрачный, исправен и сблокирован с пусковым устройством;

(02) зазор между подручником и абразивным кругом не более 3-х мм;

(03) абразивный круг не имеет дефектов (трещин, неравномерного износа, биения на валу).

Работа боковыми (торцевыми) поверхностями круга запрещается, если круг специально не предназначен для такой работы.

3.2.20. Ручной инструмент, используемый при ремонтных работах, должен соответствовать следующим требованиям:

(01) рукоятки кусачек, плоскогубцев, отверток должны быть из изолирующих материалов. Металлический стержень отверток должен иметь изоляцию от ручки до жала отвертки;

(02) молотки должны быть прочно насажены на рукоятки из вязких пород дерева, бойки закреплены завершенными клиньями;

(03) напильники должны иметь прочно закрепленные рукоятки соответствующих размеров;

(04) зубила не должны иметь наклепа и трещин, острие должно быть правильно заточено, а ударная часть - иметь слегка выпуклую поверхность, длина должна быть не менее 150 мм;

(05) гаечные ключи должны быть с исправным раздвижным механизмом, с неразработанными губками и соответствовать размеру гаек без применения прокладок.

Применять гаечные ключи и другие предметы для увеличения рычага запрещается.

3.2.21. К работе с грузоподъемными механизмами (тали, тельферы и др.) допускаются специально обученные и проинструктированные члены экипажа.

3.2.22. Запрещается подвешивать грузоподъемные механизмы к трубопроводам и другим судовым конструкциям не предназначенным для этого.

3.2.23. При подъеме и перемещении деталей запрещается оставлять их в подвешенном состоянии или производить ремонт на весу.

3.2.24. Перед использованием в работе электротельфера необходимо проверить, что:

(01) масса поднимаемого груза не превышает грузоподъемность электротельфера;

(02) срок испытания электротельфера не истек;

(03) грузовой канат исправен и правильно уложен на барабане;

(04) крюк электротельфера надежно закреплен и не имеет износа, трещин и других неисправностей;

(05) тормоза, ограничители подъема и перемещения действуют и находятся в исправном состоянии.

3.2.25. Электротельфер (тали и др.) после проведения работ должен быть отведен на место крепления и застопорен "по-походному".

3.2.26. Запрещается использование в работе грузовых стропов в следующих случаях:

(01) если строп не имеет бирки (кольца) с выбитой характеристикой;

(02) если строп сращен или имеет узлы и колышки;

(03) если имеется 10% лопнувших проволочек на длине 8 диаметров;

(04) при значительной коррозии или деформации;

(05) если цепные стропы имеют деформации, трещины, некачественную сварку, износ звеньев;

(06) если угол между ветвями стропов общего назначения, идущих от гака, превышает 90°.

Выявленные при осмотре поврежденные стропы должны изыматься из эксплуатации.

3.2.27. При переноске различных предметов (груза) на судне одним человеком масса груза не должна быть более 20 кг. При массе груза от 20 до 40 кг он должен переноситься с помощью двух человек. В остальных случаях груз должен перемещаться с помощью механизмов и приспособлений.

3.3. Требования безопасности при обслуживании электрических машин и преобразователей

3.3.1. Уход за коллектором на работающей машине при техническом обслуживании допускается производить электрику, имеющему разрешение электромеханика, с соблюдением следующих мер безопасности:

(01) электрик должен остерегаться захвата одежды или обтирочного материала вращающимися частями машин; работать следует в налокотниках, прочно стягивающих руку у запястья или с застегнутыми у запястья рукавами;

(02) со стороны коллекторов и у колец ротора должны быть разостланы резиновые диэлектрические маты или работа должна производиться в диэлектрических галошах;

(03) запрещается касаться руками одновременно токоведущих частей и заземленных частей машины, а также других механизмов и конструкций.

Должен применяться инструмент с изолированными ручками.

3.3.2. Шлифовать коллектор и контактные кольца допускается на вращающейся машине лишь в диэлектрических перчатках при помощи колодок из изоляционного материала, стоя на диэлектрическом коврике.

3.3.3. При производстве работ на электродвигателях или механизмах, приводимыми в движение электродвигателями, последние должны быть остановлены, с них снято напряжение, а на ключе управления или приводе выключателя вывешивается табличка с надписью "Не включать! Работают люди".

3.3.4. Перед началом работы на электродвигателях, приводящих в движение насосы или вентиляторы, должны быть приняты меры, препятствующие вращению электродвигателя со стороны механизма (насос может работать как турбина, вентилятор может вращаться в обратную сторону в результате потока воздуха). Такими мерами являются закрытие соответствующих клапанов или шиберов, заклинивание вращающихся частей или перевязка их цепью и вывешивание табличек "Не открывать! Работают люди".

3.3.5. Запрещается:

(01) производить работы, связанные с пылеобразованием, разбрызгиванием жидкости и образованием металлических частиц вблизи работающих электрических машин;

(02) протирать коллекторы и другие части электрических установок, находящихся под напряжением, бензином и другими легковоспламеняющимися жидкостями;

(03) применение четыреххлористого углерода и треххлорэтилена для промывки судового электрооборудования.

3.4. Требования безопасности при обслуживании распределительных устройств, пультов и коммутационной аппаратуры

3.4.1. Перед началом работ по техническому обслуживанию коммутационных аппаратов с автоматическим приводом и дистанционным управлением необходимо:

(01) снять предохранители всех фаз или полюсов в цепях управления и силовых цепях;

(02) проверить фиксацию воздушных клапанов в закрытом положении;

(03) вывесить на ключах и кнопках дистанционного управления запрещающие таблички "Не включать! Работают люди", на закрытых клапанах - "Не открывать! Работают люди".

3.4.2. Вокруг щитов и пультов на напряжение более 36 В площадь палубы, необходимая для их обслуживания, должна быть покрыта ковриком из рифленой маслостойкой диэлектрической резины.

3.4.3. Чистка и уборка без снятия напряжения в закрытых распределительных устройствах допускается при наличии в них проходов шириной не менее 600 мм, с помощью специальных щеток или пылесосов, снабженных изолированными штангами, рассчитанными на напряжение электроустановки и с укрепленными на них специальными приспособлениями.

3.4.4. Работы по очистке изоляции от пыли и загрязнений без снятия напряжения должны производиться в диэлектрических перчатках и ботах двумя электриками.

3.4.5. Запрещается:

(01) ставить некалиброванные плавкие вставки в предохранители, а также на силу тока выше номинального;

(02) эксплуатация распределительных устройств и пультов со снятыми изолирующими поручнями, кожухами, дверцами, крышками и пр.;

(03) установка выключателей и другой коммутационной аппаратуры в исполнении, не обеспечивающем защиту от прикосновения к токоведущим частям;

(04) снятие искрогасительных камер с контакторов и автоматов при наличии питания на выключающей или удерживающей катушках.

3.5. Требования безопасности при работе с переносным электрооборудованием

3.5.1. Электроинструмент и ручные электрические машины класса II (двойная и усиленная изоляция) и класса III (напряжение до 42 В) разрешается применять без средств индивидуальной защиты, за исключением работы с электроинструментом и машинами класса II в помещениях с повышенной опасностью, когда использование индивидуальных электрозащитных средств необходимо.

3.5.2. При работе в котлах, танках и других стесненных местах с токопроводящими переборками, а также под дождем, в условиях, допускающих попадание брызг, воды, напряжение питания ручных светильников, трансформаторов, преобразователей и другого электрооборудования не должно превышать 12 В.

Во взрывоопасных помещениях, топливных, масляных танках разрешается использовать только взрывозащищенные аккумуляторные фонари.

3.5.3. Перед началом работы, а также перед выдачей ручных электрических машин, ручных светильников и электроинструмента лицам неэлектротехнического персонала следует произвести проверку:

(01) комплектности и надежности креплений деталей;

(02) внешним осмотром исправности кабеля, его защитной трубки и штепсельной вилки, целости изоляционных деталей корпуса, ручки и крышек щеткодержателей, наличия защитных кожухов и их исправность;

(03) работы выключателя;

(04) работы на холостом ходу.

3.5.4. Переносные светильники допускается применять только заводского изготовления. Ручные электросветильники должны быть пылеводозащитной конструкции, иметь прочное ограждение (сетку) поверх стеклянного колпака и инвентарный номер.

3.5.5. Обнаруженные неисправности переносного электрооборудования должны немедленно устраняться или оно должно изыматься из заведования лиц неэлектротехнического персонала, о чем производится запись в журнале учета. Неисправное переносное электрооборудование должно храниться отдельно от исправного и иметь бирку с надписью "неисправно".

3.5.6. Для присоединения к сети переносного электрооборудования следует применять гибкий резиновый маслостойкий шланговый привод с изоляцией, рассчитанной на напряжение не ниже 500 В для напряжения в сети 220 В, и 750 В - для напряжения 380 В.

3.5.7. При работе с переносным электроинструментом необходимо обеспечить сохранность изоляции гибких проводов при прокладке их через проемы дверей, люков, лазов. Электрокабель не должен иметь непосредственного соприкосновения с горячими или масляными поверхностями, предметами и располагаться ближе 0,5 метра от вращающихся деталей.

3.5.8. При расположении розеток на открытых палубах или в сырых помещениях отсоединять трюмные люстры допускается только при отсутствии в розетке напряжения. Включение и выключение люстр производится штатным включателем розеток.

3.5.9. При прекращении подачи тока во время работы с электроинструментом, при перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от сети. При обнаружении неисправностей работа с электроинструментом должна быть прекращена.

3.5.10. Присоединение переносных электрических светильников к трансформатору может осуществляться наглухо или при помощи штепсельной вилки. Питание электроинструмента, переносных светильников и трюмных люстр от автотрансформаторов запрещается.

3.5.11. Работы с электроинструментом на высокорасположенных местах должны выполняться в соответствии с требованиями пункта 3.2.18.

3.5.12. Место установки переносных механизмов должно быть выбрано так, чтобы исключалось попадание на них воды, масла, топлива и не загораживались пожарные, аварийные выходы, проходы, трапы.

3.5.13. При работе с электроинструментом запрещается:

(01) передавать электроинструмент, хотя бы на непродолжительное время другим лицам;

(02) подвешивать или держать переносные светильники и электроинструмент за провод;

(03) удалять руками стружку или опилки во время работы инструмента;

(04) работать с электродрелью в непосредственной близости от кабельных трасс, находящимися под напряжением, или сверлить переборку, на другой стороне которой в непосредственной близости проложен кабель;

(05) подавать питание для переносного электрооборудования от ножей рубильников, губок предохранителей и т.п.

3.6. Требования безопасности при эксплуатации систем автоматики, контроля, сигнализации, измерения и защиты

3.6.1. Коммутационные переключения, включение и отключение выключателей, разъединителей и другой аппаратуры, пуск и остановка агрегатов, регулировка режима их работы, необходимые при наладке или проверке устройств систем автоматизации, производится с разрешения электромеханика.

3.6.2. Работа в цепях систем и средств автоматизации должна производиться по исполнительным схемам; работа без схем (по памяти) не разрешается.

3.6.3. При проведении работ в цепях измерительных приборов, устройств защиты все вторичные обмотки избирательных трансформаторов тока и напряжения должны быть постоянно заземлены. В сложных схемах релейной защиты для группы электрически соединенных вторичных обмоток трансформаторов тока независимо от их числа допускается осуществление заземления только в одной точке.

3.6.4. При производстве работ на трансформаторах тока или в их вторичных цепях должны соблюдаться следующие меры безопасности:

(01) шины первичных цепей не должны использоваться в качестве вспомогательных токопроводов при монтаже или токоведущих цепей при выполнении работ;

(02) присоединение к зажимам указанных трансформаторов тока цепей измерений и защиты должно производиться после полного окончания монтажа вторичных схем;

(03) при проверке полярности приборы, которыми она производится, должны быть надежно присоединены к зажимам вторичной обмотки до подачи импульса тока в первичную обмотку.

3.6.5. При работах в цепях трансформаторов напряжения с подачей питания от постороннего источника необходимо снять предохранители со стороны высшего и низшего напряжения и отключить автоматы от вторичных обмоток.

3.6.6. При производстве работ в цепях или на аппаратуре средств автоматизации должны быть приняты меры против случайного включения этих средств (заблокировать автоматический запуск).

3.6.7. Запрещается:

(01) в цепях между трансформатором тока и зажимами, где установлена закорачивающая перемычка, производить работы, которые могут привести к размыканию цепи;

(02) на панелях или вблизи места размещения аппаратуры систем автоматизации производить работы, вызывающие сильное сотрясение релейной аппаратуры, грозящее ложным срабатыванием реле;

(03) проводить работы в системах автоматизации, находящихся под питанием (электрическим, пневматическим и гидравлическим).

3.7. Требования безопасности при эксплуатации аккумуляторных батарей и помещений

3.7.1. К обслуживанию аккумуляторных батарей допускаются электрики, имеющие специальную подготовку по эксплуатации и устройству аккумуляторных установок.

3.7.2. В каждом аккумуляторном помещении должны находиться: защитные очки, стеклянная кружка с носиком емкостью 1,5-2 л для составления и доливки электролита дистиллированной водой, нейтрализующий 5%-ый водный раствор соды, 10%-ый раствор нашатырного спирта (0,5 л) для кислотных батарей и 10-12%-ый раствор борной кислоты (или уксусной эссенции) для щелочных батарей.

3.7.3. Вентиляция аккумуляторного помещения должна включаться перед началом зарядки батарей и отключаться не ранее, чем через 1,5 часа после ее окончания.

3.7.4. При работах с кислотой необходимо надевать кислотостойкий костюм, при работах со щелочью - щелочестойкий костюм, а также защитные очки, резиновый фартук, резиновые сапоги и перчатки.

3.7.5. Аккумуляторная кислота должна храниться в отдельном помещении, в стеклянных плотно закупоренных бутылях, помещенных в плетеные корзины, установленные на палубе и прочно закрепленные к переборкам. Пустые бутыли из-под кислоты хранятся в аналогичных условиях.

3.7.6. На всех сосудах с кислотой, щелочью, электролитом, дистиллированной водой, нейтрализующими растворами должны быть сделаны четкие надписи о содержимом.

3.7.7. Перенос бутылей должен производиться двумя лицами при помощи специальных носилок, на которых бутыль закрепляется на уровне двух третей своей высоты.

Разлив кислоты из бутылей должен производиться с принудительным наклоном при помощи специальных устройств для закрепления бутыли.

3.7.8. При изготовлении электролита кислоту нужно медленно, с остановками во избежание интенсивного нагрева раствора, вливать тонкой струей из кружки в сосуд с дистиллированной водой. Раствор при этом следует все время перемешивать стеклянной или эбонитовой палочкой. Сосуд для приготовления электролита должен быть керамический или эбонитовый, стойкий по отношению к действию кислоты и повышенной температуры.

3.7.9. Едкие щелочи должны храниться в герметически закрытой посуде: твердые щелочи - в железных банках, жидкие - в стеклянных бутылях, помещенные в деревянные обрешетники.

3.7.10. Дробление кусков едкой щелочи производится с применением специальных совков, мешковины или чистой тряпки для покрытия щелочи во избежание разбрасывания кусков и попадания их в лицо. Брать едкий калий руками (даже в перчатках) нельзя, для этого надо применять специальные щипцы или ложку.

3.7.11. Растворять щелочь надо в стальной или чугунной посуде.

3.7.12. Пролитую кислоту следует убирать при помощи резиновых груш, а при больших количествах - засыпать опилками и снимать щеткой. Применение ветоши не допускается. Место, залитое кислотой или электролитом, после сбора жидкости должно нейтрализоваться путем протирки ветошью, смоченной в 10%-ом растворе нашатырного спирта, кальцинированной соде или воде.

3.7.13. Коррозию с металлических поверхностей аккумуляторов нужно очищать тряпкой, смоченной в керосине.

3.7.14. Все работы, связанные с монтажом и демонтажом, можно производить только при отключенной батарее. Нерабочие металлические части инструмента должны быть изолированы.

3.7.15. Запрещается:

(01) хранение, зарядка и эксплуатация щелочных и кислотных батарей в одном помещении;

(02) хранение в помещениях со щелочными аккумуляторами принадлежностей кислотных аккумуляторов;

(03) приготовление электролита в стальной и медной посуде;

(04) растворять щелочь в оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, керамической, эмалированной и свинцовой посуде, а также в посуде, применявшейся при приготовлении электролита для кислотных аккумуляторов;

(05) пользоваться металлическим инструментом, наждачной и стеклянной бумагой для снятия коррозии с аккумуляторов.

3.8. Требования безопасности при эксплуатации судовых установок напряжением свыше 1000 В.

3.8.1. При наличии напряжения, а также возбуждения на генераторах с напряжением 1000 В и выше пребывание людей в распределительном устройстве установки запрещается.

3.8.2. Электрику запрещается одному проходить за ограждения, снимать их и производить какие-либо работы, даже если известно, что оборудование не находится под напряжением.

3.8.3. Перед выполнением профилактических и ремонтных работ электрики должны получить целевой инструктаж по безопасности труда, связанный с предстоящей работой.

3.8.4. Все работы в высоковольтных установках производятся не менее чем двумя специалистами электротехнического персонала под непосредственным руководством электромеханика.

3.8.5. Производить переключения, включать (выключать) разъединители и выключатели штангой или ручным приводом разрешается только в диэлектрических перчатках, стоя на диэлектрическом коврике.

3.8.6. Смену предохранителей следует проводить изолирующими клещами, находясь на диэлектрическом коврике при снятом напряжении.

3.8.7. При производстве ремонтных или других работ в установке напряжением 1000 В и выше необходимо снять напряжение со всей установки или ее частей и принять меры к предупреждению возможности появления напряжения на отключенной части оборудования (отключение от мест, откуда может поступить напряжение, наложение заземлений, вывешивание знаков безопасности).

3.8.8. При обслуживании электродвигателей с напряжением 1000 В и выше:

(01) пусковые устройства должны быть недоступны для посторонних лиц;

(02) наружный осмотр пускового устройства со снятием ограждения разрешается только под наблюдением второго лица из числа электротехнического персонала;

(03) палуба в районе пускового устройства должна быть покрыта диэлектрическим ковриком или на ней должна быть изолирующая подставка;

(04) подавать напряжение на электродвигатель после окончания ремонта можно только с разрешения электромеханика.

3.8.9. Запрещается выводить из действия блокировку дверей, щитов и пультов управления.

3.9. Требования безопасности при работах в штормовых условиях

3.9.1. При получении штормового предупреждения или при появлении признаков ухудшения погоды необходимо:

(01) прекратить все ремонтные работы, особенно на оборудовании, находящемся под напряжением и на высоте (если работы носят аварийный характер, они могут продолжаться под руководством электромеханика или ст. механика с соблюдением необходимых мер безопасности);

(02) укрепить на штатных местах инвентарь, оборудование, инструменты;

(03) проверить крепление и герметичность упаковки стеклянных бутылей с кислотой, щелочью и др.;

(04) проверить исправность работы прожекторов и другого электрооборудования на открытых палубах и мачтах.

3.9.2. Во время шторма выходить на открытые палубы запрещается. Для перехода, где это возможно, следует пользоваться подпалубными проходами и туннелем гребного вала.

При передвижении внутри судовых помещений необходимо пользоваться имеющимися поручнями.

3.9.3. Выходить и передвигаться на открытых палубах в штормовую погоду допускается с разрешения капитана, под руководством старшего помощника капитана группами, состоящими не менее чем из двух человек. Члены экипажа, выходящие на открытую палубу, должны надевать защитные каски, рабочие спасательные жилеты и предохранительные пояса с наплечными и подножными лямками и страховочным канатом.

 

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

4.1. Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана судна в течение установленного и сверх установленного рабочего дня и являются обязательными для всех членов экипажа.

4.2. Аварийные работы на токоведущих частях под напряжением производятся квалифицированными и опытными электриками под руководством электромеханика. При этом необходимо:

(01) работать в диэлектрических перчатках и галошах или стоять на диэлектрическом коврике;

(02) пользоваться электромонтажным инструментом с изолированными ручками;

(03) держать изолирующий инструмент за ручки-захваты не дальше ограничительного кольца;

(04) при работе на токоведущих частях одной фазы, ограждать токоведущие части других фаз резиновыми матами, миканитом и т.п.;

(05) прикасаясь изолирующим инструментом к токоведущим частям, не дотрагиваться до окружающих предметов, бортов, переборок, корпусов механизмов и др.;

(06) не касаться лиц, стоящих рядом.

4.3. Запрещается применение ножовок, напильников, металлических рулеток, меток и другого неизолированного инструмента при работах на участках, находящихся под напряжением.

4.4. О всех случаях обнаружения повреждения корпуса судна, пожара или его признаков (дым, запах гари), повреждения технических средств или другой опасности электрик должен немедленно доложить вахтенному механику.

4.5. При срабатывании системы противопожарного углекислотного тушения в машинном отделении (включении звукового и светового сигналов), все члены экипажа, находящиеся в машинном отделении, должны немедленно его покинуть.

4.6. Электрик обязан знать схему путей эвакуации из различных помещений и отсеков при возникновении аварийных ситуаций, сигналы тревог и свои обязанности согласно судового "Расписания по тревогам".

4.7. Любой член экипажа, заметивший человека за бортом, обязан бросить ему спасательный круг, доложить "Человек за бортом слева (справа)" и, продолжая вести за ним наблюдение, указывать на него рукой.

4.8. При объявлении тревоги электрик, одетый по сезону, имея при себе спасательный жилет, должен прибыть к установленному месту сбора и действовать согласно расписания.

4.9. При оставлении судна по шлюпочной тревоге все члена экипажа должны быть одеты в гидрокостюмы и теплозащитные средства.

 

V. Требования безопасности по окончании работы

 

5.1. По окончании работы электрик должен:

(01) выключить оборудование, убрать инструменты, инвентарь, рабочие материалы и электрозащитные средства на отведенные для них места, при необходимости закрепив их по-походному;

(02) закрыть все люки, проемы, двери, произвести уборку рабочего места, где можно снять временные ограждения и знаки безопасности;

(03) спецодежду и спецобувь положить в личный шкаф для спецодежды, в случае загрязнения спецодежды, сдать ее в стирку (заменить);

(04) вымыть руки и лицо водой с мылом или принять душ.

 

 


Типовая инструкция по охране труда для судового электрика ТОИ Р-31-003-96 (утв. распоряжением Федеральной службы морского флота РФ от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971)


Разработана Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ)


Отраслевым научно-методическим центром охраны труда на морском транспорте


Первый заместитель Генерального директора ЦНИИМФ по научной работе, д-р техн. наук С.Н. Драницын


Заведующий Отраслевым научно-методическим центром охраны труда на морском транспорте, канд. мед. наук М.О. Соколов


Ответственный исполнитель, ст. научный сотрудник А.Л. Тарвид


Исполнители:

Научный сотрудник С.Е. Желиховский

Ведущий инженер В.В. Сапунов

Инженер Л.Л. Елисеева

Техник 1 кат. А.С. Курашов


Согласована письмом Российского профсоюза моряков от 9 октября 1995 г. N ПСМ-9/242


Внесена Отделом социальной политики и охраны труда Росморфлота Начальник О.Г. Просвирнин


Дата введения 1 марта 1997 г.


Утверждена Распоряжением Директора Федеральной службы морского флота России от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971


Текст инструкции официально опубликован не был


Настоящий документ прекратил действие

Приказом Минтранса России от 7 октября 2020 г. N 414 распоряжение Федеральной службы морского флота РФ от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971 признано не подлежащим применению с 7 октября 2020 г.