Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 ноября 2005 г. N 7528/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Валявиной Е.Ю., Горячевой Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу города Иркутска о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 22.11.2004 по делу N А19-20572/04-43 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.03.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу города Иркутска - Рыкова Н.Н., Тюленева Л.А.;
от закрытого акционерного общества "Дако-Леспром" - Фабричный А.И.
Заслушав и обсудив доклад судьи Андреевой Т.К., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Закрытым акционерным обществом "Дако-Леспром" (далее - общество) 20.05.2003 в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Правобережному округу города Иркутска (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы по Правобережному округу города Иркутска; далее - инспекция, налоговый орган) представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2003 года.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации налоговым органом принято решение от 20.08.03 N 03-27/391 о частичном отказе обществу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость по операциям реализации товара на экспорт в сумме 521 758 рублей.
Общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным названного решения налогового органа в указанной части и об обязании его возместить из федерального бюджета налог на добавленную стоимость в указанной сумме.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17.03.2004 по делу N А19-211/04-5 заявление удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 02.06.2004 решение суда оставил без изменения.
В соответствии с этими судебными актами инспекция возместила обществу налог на добавленную стоимость в сумме 521 758 рублей.
Общество, сочтя, что налог возмещен с пропуском установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) сроков, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в неначислении и невозврате процентов за нарушение сроков возврата из бюджета налога на добавленную стоимость, и обязании инспекции принять решение о выплате процентов в размере 57 465 рублей 85 копеек.
Решением суда первой инстанции от 22.11.2004 заявленные требования удовлетворены в полном объеме исходя из положений пункта 4 статьи 176 Кодекса.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 31.03.2005 оставил решение без изменения. Суд кассационной инстанции счел необоснованной ссылку на пункт 4 статьи 176 Кодекса, в силу которого, по мнению налогового органа, срок возврата из бюджета налога на добавленную стоимость начинает исчисляться с момента вступления в законную силу решения суда, которым признано недействительным решение налогового органа в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 22.11.2004 и постановления суда кассационной инстанции от 31.03.2005 инспекция просит эти судебные акты отменить, поскольку судами неправильно применена статья 176 Кодекса.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Удовлетворяя требование общества о начислении процентов за нарушение сроков, установленных статьей 176 Кодекса, суды исходили из просрочки в 305 дней. Период просрочки исчислялся с 20.08.2003 - даты, которой заканчивался срок принятия решения о возврате налога на добавленную стоимость по декларации общества, поданной 20.05.2003, и завершался 29.06.2004, когда налоговым органом было направлено заключение на возврат налога в орган федерального казначейства. При этом судом первой инстанции отклонен довод инспекции о том, что срок для возмещения налога и расчет процентов должны определяться с учетом положений пункта 3 статьи 176 Кодекса, поскольку заявление о возврате налога подано обществом в налоговый орган только 15.06.2004.
Между тем судами не было учтено следующее.
Согласно положениям пункта 4 статьи 176 Кодекса возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае отсутствия у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу на добавленную стоимость, недоимки и пеней по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу на добавленную стоимость и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Возврат налога осуществляется органами федерального казначейства в порядке, установленном пунктом 4 статьи 176 Кодекса. Максимальный срок может быть равен трем месяцам со дня подачи декларации с необходимыми документами плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
Если сроки, установленные пунктом 4 статьи 176 Кодекса, нарушены, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 176 Кодекса проценты подлежат начислению при нарушении совокупности сроков, определенных этим пунктом для налоговых органов и органов федерального казначейства. Несоблюдение ими промежуточных сроков в расчет не принимается.
В данном случае, как установлено судами, декларация по налоговой ставке 0 процентов представлена обществом в налоговый орган 20.05.2003, заключение о возврате налога направлено инспекцией в казначейство 29.06.2004, возврат налога произведен 09.07.2004.
Следовательно, суды неверно определили период просрочки возврата налога как промежуток с 20.08.2003 по 29.06.2004, поскольку не учли предусмотренные пунктом 4 статьи 176 Кодекса восемь дней, отведенные для получения казначейством решения налогового органа о возврате налога, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на расчетный счет налогоплательщика, а также дату фактического возврата налога.
Кроме того, судами не было учтено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Кодекса проценты начисляются лишь на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, и с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога. До получения этого заявления у инспекции нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению, и проценты за просрочку возврата налога начислению не подлежат.
Аналогичная правовая позиция по данному вопросу содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2004 N 5351/04 и от 21.12.2004 N 10848/04.
По смыслу пункта 4 статьи 176 Кодекса заявление налогоплательщика о возврате налога должно быть представлено в налоговый орган до истечения трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой декларации, однако в данном пункте не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога и по окончании этого срока. Налогоплательщик не лишен возможности представить такое заявление, если к моменту его подачи налоговым органом принято решение о зачете налога, не принято решение о возмещении либо принято решение об отказе в возмещении, поскольку последнее может быть оспорено в арбитражном суде.
Срок рассмотрения налоговыми органами заявлений о возврате налога на добавленную стоимость, поданных налогоплательщиками за пределами трехмесячного срока для проверки налоговой декларации, пунктом 4 статьи 176 Кодекса не предусмотрен. Поэтому для целей определения начального момента начисления процентов за просрочку возврата налога может быть применен пункт 3 статьи 176 Кодекса, обязывающий налоговый орган в течение двух недель после получения заявления принять решение о возврате налога и в тот же срок направить его на исполнение в орган федерального казначейства.
Таким образом, период просрочки возврата налога на добавленную стоимость по экспортным операциям формируется следующим образом.
Если заявление о возврате налога подано в пределах трехмесячного срока, предусмотренного абзацем вторым пункта 4 статьи 176 Кодекса, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, установленных пунктом 4 статьи 176 Кодекса (три месяца плюс восемь дней плюс две недели).
Если же заявление о возврате налога подано по истечении указанного трехмесячного срока, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, предусмотренных пунктом 3 статьи 176 Кодекса (две недели плюс восемь дней плюс две недели), исчисляемых с момента подачи заявления.
И в том, и в другом случае период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.
Отклоняя довод инспекции о представлении обществом заявления о возврате налога на добавленную стоимость лишь 15.06.2004, суды не приняли во внимание упоминание в заявлении письма общества от 01.09.2003 с указанием вх. N 20677, присвоенного налоговым органом. Таким образом, суды не проверили, когда в действительности общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате налога на добавленную стоимость. Без установления же этой даты невозможно сделать выводы о моменте возникновения обязанности налогового органа возвратить налог, необходимости учета положений пункта 3 статьи 176 Кодекса и о наличии и периоде просрочки в возврате налога.
Следовательно, при рассмотрении дела судами допущено неправильное применение положений, содержащихся в пунктах 3 и 4 статьи 176 Кодекса, и не установлены существенные для правильного разрешения спора фактические обстоятельства.
Довод инспекции о исчислении срока согласно пункту 4 статьи 176 Кодекса с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость представляется необоснованным и противоречащим нормам налогового законодательства, поэтому правовую оценку этого довода судом кассационной инстанции следует признать правомерной.
Аналогичная позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 10848/04.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты в части обязания налогового органа выплатить обществу 57 465 рублей 85 копеек процентов нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, содержащихся в статье 176 Кодекса, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 304, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 22.11.2004 по делу N А19-20572/04-43 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.03.2005 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции Арбитражного суда Иркутской области.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суть спора заключается в том, с какого момента подлежат начислению проценты за нарушение сроков возмещения НДС из бюджета.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, несмотря на то, что ст. 176 НК РФ установлен трехмесячный срок для принятия решения налоговым органом о возмещении налога, проценты в соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ подлежат начислению при нарушении не именно этого срока, а всей совокупности сроков, установленных этим положением для возмещения налога. Так, максимальный срок возврата налога может быть равен трем месяцам со дня подачи декларации с необходимыми документами плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика. В связи с чем нижестоящие суды неправильно определили период просрочки, поскольку не учли срок для получения казначейством решения налогового органа о возврате налога, а также срок, отведенный казначейству для перечисления соответствующих сумм на расчетный счет налогоплательщика.
Кроме того, не было учтено, что по смыслу положений налогового законодательства отсчет соответствующих сроков должен осуществляться только с момента подачи заявления налогоплательщика с просьбой о возмещении НДС. До получения этого заявления у налогового органа нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению, и проценты за просрочку возврата налога начислению не подлежат. Вместе с тем такое заявление может быть подано как в течение тех трех месяцев, предоставленных налоговому органу для проверочных мероприятий, так и позже. Однако и в том, и в другом случае период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.
Таким образом, в связи с неправильным определением периода просрочки возврата налога дело передано на новое рассмотрение.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 ноября 2005 г. N 7528/05
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 6