Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 28 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/462
Вопрос: Наша деятельность - оптовая торговля. В 2004 году компания проводила акцию, которая должна была вызвать дополнительный интерес к определенному виду нашей продукции у покупателей и стимулировать продажи. При продаже 10 штук товара одна штука передавалась бесплатно. Мы рассматривали эту одну штуку как подарок и относили ее себестоимость на рекламные расходы в пределах 1% от выручки. Документально в момент отгрузки со склада оформлялась накладная на товар по действующей цене (10 шт.) и еще одна накладная с нулевой ценой на подарочное количество (1 шт). Причем, на это количество начислялся НДС к уплате в бюджет, выписывалась счет-фактура в единственном экземпляре. Уплачивался налог на рекламу. Акция длилась 7 месяцев, была оформлена приказом руководителя с указанием порядка акции, способа оповещения, сроков, порядка документального оформления.
Однако в настоящий момент появились сомнения относительно характера акции. Аудиторы считают, что акция носит не рекламный, а маркетинговый характер, связанный с увеличением объема продаж, поэтому переданный подарок носит характер скидки, а себестоимость бесплатного товара должна была списываться не на рекламные расходы (44 счет), а на себестоимость реализованных товаров (90 счет), и что себестоимость в налоговом учете должна была приниматься в полном объеме, а не 1% от выручки.
Пожалуйста, разъясните, как правильно рассматривать нашу акцию и отразить расходы в бухгалтерском и налогом# учете?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 01.07.2005 г. (без номера) и сообщает следующее.
В том случае, если продавец предоставляет скидку или премию покупателю без изменения цены единицы товара, организация-продавец производит пересмотр суммы задолженности покупателя по договору купли-продажи, то есть освобождает покупателя от имущественной обязанности оплатить приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных покупателю товаров.
Такая скидка на основании статьей# 572 и 574 Гражданского кодекса Российской Федерации должна рассматриваться в качестве освобождения от имущественной обязанности перед продавцом, что является безвозмездной передачей той части товара, которая не оплачена покупателем. Премия#, выплаченная# продавцом покупателю за достижение определенных обстоятельств, оговоренных договором купли-продажи, также следует рассматривать как безвозмездно переданное имущество. В таком случае в соответствии с пунктом 16 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма скидки или премии не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом пункт 17 статьи 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" определяет, что с 1 января 2006 г. к внереализационным расходам относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.
Таким образом, с 1 января 2006 г. налогоплательщик - продавец товаров, выплачивающий (предоставляющий) покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определенных условий договора без изменения цены единицы товара, отражает сумму таких премий (скидок) в составе внереализационных расходов.
При этом, ввиду того, что в результате предоставления такой скидки цена на единицу товара не изменяется, статья 40 Кодекса применяется к цене товара, которая установлена договором купли-продажи, без учета предоставленной скидки в виде прощения части задолженности покупателя по оплате приобретенного имущества.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2006 г. налогоплательщик - продавец товаров, выплачивающий (предоставляющий) покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определенных условий договора без изменения цены единицы товара, отражает сумму таких премий (скидок) при исчислении налога на прибыль организаций в составе внереализационных расходов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/462
Текст письма официально опубликован не был