Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 16 января 2006 г. N 03-03-04/4/5
Вопрос. ФГУП относится к предприятиям оборонно-промышленного комплекса и имеет в своем составе производства по снаряжению, сборке и утилизации боеприпасов, производства по изготовлению промышленных взрывчатых веществ.
В настоящее время в связи с отсутствием отраслевых нормативных документов по вопросам планирования, организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) предприятие определяет классификацию и детализацию затрат самостоятельно, что закреплено учетной политикой предприятия.
В ранее действующей "Отраслевой инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости промышленной продукции", утвержденной начальником Главного управления боеприпасов и спецхимии Госкомоборонпрома России 28 июля 1994 года, которая разработана на основе Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года N 552, в перечне статей общепроизводственных расходов были включены расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды рабочих (водителей автомобилей, авто-электрокар и т.п.), занятых перемещением грузов, подвозкой их в цех, выгрузкой материалов, инструментов и деталей к рабочим местам и уборкой их от станков и других рабочих мест, доставкой готовой продукции на склады хранения. Исходя из того, что данные расходы относятся к общепроизводственным, работы эти должны выполняться вспомогательными рабочими.
Трудоемкость данных операций на нашем предприятии входит в технологическую трудоемкость изготовления или утилизации изделий, которая определена технологическими регламентами, разработанными на основании ГОСТа 84-1561-85 "Правил устройства и эксплуатации спецпроизводств", согласованными отраслевым институтом, а также "Правил устройства и безопасной эксплуатации производств утилизации обычных боеприпасов" ПР-84-19-2002. Выполняются данные операции основными производственными рабочими, в обязанности которых входят операции погрузки и разгрузки, завоз и вывоз материалов, комплектующих, готовых изделий, складирование ящиков в мастерских и в соответствии со ст. 318 НК РФ расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН, начисленного на указанные суммы включаются в прямые расходы. Затраты на содержание и эксплуатацию автотранспорта учитываются как косвенные расходы.
На основании выше изложенного, прошу разъяснить правомерность отнесения данных расходов к прямым расходам, а не к косвенным.
Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 04.07.2005 г. N ПЭ-1432 и сообщает следующее.
Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внес изменения в статью 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), которые вступили в силу с 15 июля 2005 и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Так, согласно пункту 1 статьи 318 Кодекса для целей главы 25 Кодекса расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:
1) прямые;
2) косвенные.
К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Кодекса;
расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Таким образом, перечень прямых расходов, установленных пунктом 1 статьи 318 Кодекса, является приблизительным. Причем налогоплательщик вправе установить в своей учетной политике иной состав прямых расходов, отличный от предлагаемого Кодексом.
Согласно статье 313 Кодекса изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе внести изменения в учетную политику для целей налогообложения прибыли в которой может установить перечень расходов, относимых к прямым, отличный от того, который предлагается статьей 318 Кодекса.
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указано, что налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Перечень прямых расходов, установленных Налоговым кодексом, является приблизительным. Налогоплательщик вправе внести изменения в учетную политику для целей налогообложения прибыли, в которой может установить перечень расходов, относимых к прямым, отличный от того, который предлагается кодексом.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 января 2006 г. N 03-03-04/4/5
Текст письма официально опубликован не был