Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 января 2006 г. N 03-03-04/1/53 О некоторых вопросах применения положений главы 25 НК РФ

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 20 января 2006 г. N 03-03-04/1/53

 

Вопрос: Открытое акционерное общество в целях разработки учетной политики для целей налогообложения на 2006 год просит Вас дать разъяснение по применению положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.

1. Федеральным законом Российской Федерации от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ) внесены изменения в главу 25 "Налог на прибыль организаций", в частности в статьи 319 и 320 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которые распространяются на правоотношения возникшие с 1 января 2005 г.

Новой редакцией указанный статей налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определять порядок распределения прямых расходов, а также порядок формирования стоимости приобретения товаров. Применяемый налогоплательщиком порядок должен быть установлен в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

При этом НК РФ не установлено ограничение, в соответствии с которым при определении данного срока (два налоговых периода) учитываются только налоговые периоды, относящиеся к периоду времени после вступления в силу Закона N 58-ФЗ.

В течение 2004 года ОАО распределение прямых расходов и формирование стоимости приобретения товаров производилось в соответствии с требованиями статей 319 и 320 НК РФ, действовавших в 2004 году. При этом соответствующие положения о порядке распределения прямых расходов, а ...

отражены в Положении об учетной политике для целей налогообложения на 2004 год.

ОАО в 2005 году применяется аналогичный порядок распределения прямых расходов и порядок формирования стоимости приобретения товаров. После вступления в силу Закона N 58-ФЗ необходимые изменения были внесены ОАО в Положение об учетной политике для целей налогообложения на 2005 год. Данными изменениями предусмотрено, что в течение 2005 года распределение прямых расходов и формирование стоимости приобретения товаров осуществляется ОАО в порядке, применявшемся до внесения Законом N 58-ФЗ изменений в Налоговый кодекс.

Таким образом, в течение 2004 и 2005 годов, т.е. двух налоговых периодов, ОАО применялся одинаковый порядок распределения прямых#, а также одинаковый порядок формирования стоимости приобретения товаров, что установлено в Положениях об учетной политике для целей налогообложения на 2004 и 2005 год.

На основании вышеизложенного, просим Вас поддержать позицию ОАО, согласно которой в данной ситуации на основании статей 319 и 320 НК РФ ОАО вправе установить в Положении об учетной политике для целей налогообложения на 2006 год новый порядок распределения прямых#, а также новый порядок формирования стоимости приобретения товаров.

2. Начиная с 2006 года, налогоплательщики на основании пункта 2 статьи 254 НК РФ вправе признавать в качестве материальных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, стоимость товарно-материальных ценностей, определенную в величине налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, предусмотренного пунктами 13 и 20 статьи 250 НК РФ (пункт 8 статьи 1 Закона N 58-ФЗ).

При этом пунктом 2 статьи 254 НК РФ право налогоплательщика признавать в качестве расходов исчисленную сумму налога на прибыль организаций не связано с фактической уплатой данной суммы налога на прибыль организаций.

С учетом того, что выявленные при инвентаризации и ликвидации основных средств товарно-материальные ценности могут быть переданы ОАО в производство в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они выявлены, просим Вас дать разъяснения на следующие вопросы:

Имеет ли налогоплательщик право признавать в качестве материальных расходов сумму налога на прибыль организаций, исчисленную с дохода, предусмотренного пунктами 13 и 20 статьи 250 НК РФ, в случае если в периоде признания данного дохода (отчетном, налоговом) налогоплательщиком получен убыток?

...

основании пункта 2 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации может быть признана в качестве расходов стоимость товарно-материальных ценностей, определенная в величине налога на прибыль, исчисленного в соответствии с пунктами 13 и 20 статьи 250 НК РФ:

- по мере отпуска товарно-материальных ценностей в производство;

- по мере отпуска в производство, но не ранее следующего отчетного (налогового) периода после исчисления налога на прибыль организаций с данного дохода.

3. Статьей 268 НК РФ (в редакции Закона N 58-ФЗ), действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г., предусмотрено уменьшение доходов от реализации прочего имущества на цену приобретения (создания) этого имущества.

В связи с этим, просим разъяснить, имеет ли налогоплательщик право уменьшить доходы от реализации имущества, выявленного в ходе инвентаризации, а также доходы от реализации имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, на стоимость данного имущества, определенную в величине налога на прибыль, исчисленного в соответствии с пунктами 13 и 20 статьи 250 НК РФ.

4. Просим разъяснить, подлежат ли амортизации для целей налогообложения прибыли объекты основных средств, выявленные в результате инвентаризации, и каким образом определяется их первоначальная стоимость и ежемесячные амортизационные отчисления.

В каком порядке определяется в налоговом учете первоначальная стоимость и ежемесячные амортизационные отчисления по объектам основных средств, в стоимость которых по данным бухгалтерского учета включены товарно-материальные ценности, выявленные при инвентаризации, а также полученные при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств.

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 08.09.2005 N ЦБНМН-8 /20 по вопросам, поставленным в нем, сообщает следующее.

1. Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (Федеральный закон N 58-ФЗ) внес изменения в статью 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), которые вступили в силу с 15.07.2005 и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Так, согласно пункту 1 статьи 318 Кодекса для целей главы 25 Кодекса расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

1) прямые;

2) косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Кодекса;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Таким образом, перечень прямых расходов, установленных пунктом 1 статьи 318 Кодекса, является приблизительным. Причем налогоплательщик вправе установить в своей учетной политике иной состав прямых расходов, отличный от предлагаемого Кодексом.

Статья 313 Кодекса, содержит положение, согласно которому изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения ...

о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Таким образом, налогоплательщик мог с 15.07.2005 внесли изменения в учетную политику для целей налогообложения на 2005 - 2006 г., в которой может установить перечень расходов, относимых к прямым, отличный от того, который предлагается статьей 318 Кодекса.

Однако следует учитывать пункт 1 статьи 319 Кодекса, согласно которому порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

Таким образом, в том случае, если налогоплательщик принял решение о неизменности учетной политики в 2005 г. в части деления затрат на прямые и косвенные, то учитывая положения статьи 313 Кодекса, он вправе пересмотреть эту часть учетной политики и установить на период 2006 - 2007 года новый порядок распределения прямых расходов.

2. Согласно пункту 2 статьи 254 Кодекса (в редакции Федерального закона N 58-ФЗ) с 1 января 2006 г. стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного пунктами 13 и 20 части второй статьи 250 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 272 Кодекса материальные расходы в виде сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги) признаются в налоговом учете на дату передачи их в производство.

Таким образом, материально-производственные запасы в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке вывозимых из эксплуатации основных средств с 1 января 2006 г. признаются в составе расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на дату передачи их в производство.

3. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 268 Кодекса (в редакции Федерального закона N 58-ФЗ) при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров и (или) имущественных прав, определяемую как цена приобретения (создания) этого имущества. Данное положение в представленной редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

При этом, как отмечалось выше, согласно пункту 2 статьи 254 Кодекса (в редакции Федерального закона N 58-ФЗ) с 1 января 2006 г. стоимость материально-производственных запасов виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного пунктами 13 и 20 части второй статьи 250 Кодекса.

Таким образом, с 1 января 2006 г. при реализации материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, доходы от такой реализации налогоплательщик вправе уменьшить на стоимость этого имущества, определяемую в соответствии с пунктом 2 статьи 254 Кодекса (в редакции Федерального закона N 58-ФЗ).

4. Порядок определения стоимость# амортизируемого имущества изложен в статье 257 Кодекса.

Пункт 1 статьи 257 Кодекса определяет, что первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

Применение положений пункта 2 статьи 254 Кодекса (в редакции Федерального закона N 58-ФЗ) при определении первоначальной стоимости основного средства, выявленного в ходе инвентаризации, не правомерно.

В том случае, если товарно-материальные ценности, выявленные при инвентаризации, а также полученные при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств впоследствии используются при ремонте основных средств, то стоимость основных средств увеличивается на стоимость этих товарно-материальные ценности#, определяемую в соответствии с пунктом 2 статьи 254 Кодекса (в редакции Федерального закона N 58-ФЗ).

 

Заместитель директора
Департамента

А.И. Иванеев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В связи с тем, что ФЗ от 06.06.2005 N 58-ФЗ были внесены изменения в порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики дает следующие разъяснения.

Согласно изменениям, которые распространяются на налоговые отношения, возникшие с 1 января 2005 г., расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные. Перечень прямых расходов, установленный п.1 ст.318 НК, является приблизительным. Причем налогоплательщик вправе установить в своей учетной политике иной состав прямых расходов. Исходя из этого, с учетом положений ст.313 НК, налогоплательщик вправе с 15.07.2005 внести изменения в учетную политику для целей налогообложения на 2005 - 2006 г., в которой может установить собственный перечень расходов, относимых к прямым. Если налогоплательщик принял решение о неизменности учетной политики в 2005 г. в части деления затрат на прямые и косвенные, то он может пересмотреть эту часть учетной политики и установить на период 2006 - 2007 года новый порядок распределения прямых расходов.

Департамент указывает, что материально-производственные запасы в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, или имущества, полученного при демонтаже или разборке вывозимых из эксплуатации основных средств, с 1 января 2006 г. признаются в составе расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на дату передачи их в производство. Исходя из положений п.1 ст.268 НК, при реализации указанных материально-производственных запасов в виде излишков или имущества, полученного при демонтаже и разборке основных средств, доходы от такой реализации налогоплательщик вправе уменьшить на стоимость этого имущества, определяемую в соответствии с п.2 ст.254 НК РФ.

Стоимость амортизируемого имущества определяется на основании ст.257 НК. Применение положений п.2 ст.254 НК при определении первоначальной стоимости основного средства, выявленного в ходе инвентаризации, неправомерно. Если товарно-материальные ценности, выявленные при инвентаризации, и полученные при демонтаже, разборке выводимых из эксплуатации основных средств, впоследствии используются при ремонте основных средств, то стоимость основных средств увеличивается на стоимость этих товарно-материальные ценности, определяемую в соответствии с п.2 ст.254 НК.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 января 2006 г. N 03-03-04/1/53


Текст письма официально опубликован не был