Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 2 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/71
Вопрос: Организация оказывает населению услуги по регулярным пассажирским перевозкам автотранспортными средствами по установленным маршрутам. Согласно п. 1 Ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.07.2000 N 75), юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей. Таким образом, в соответствии с требованием законодательства РФ, проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских смотров водителей является обязательным условием оказания услуг по пассажирским перевозкам.
Минфин в письме от 21 июня 2005 г. N 03-03-04/1/20 сообщает, что организации, не имеющие на своей территории здравпунктов, в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, могут учесть расходы на проведение медосмотров работников, которые согласно законодательству Российской Федерации являются обязательными, так как данные расходы при их надлежащем документальном оформлении удовлетворяют требованиям ст. 252 Налогового Кодекса РФ.
Просим дать разъяснения по следующему вопросу:
Нашей организацией заключен договор со специализированным медицинским учреждением, имеющим лицензию на оказание медицинских услуг, в том числе на проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств. Согласно условиям договора, медицинский осмотр водителей осуществляется на территории Организации.
В лицензии медицинского учреждения указано, что учреждение "имеет право на осуществление медицинской деятельности на объекте по адресу: юридический адрес учреждения", то есть адрес, указанный на лицензии, не совпадает с адресом фактического оказания данных услуг. Может ли наша организация, руководствуясь нормами Федерального закона от 10.12.95 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также разъяснениями Минфина от 21 июня 2005 г. N 03-03-04/1/20, учесть расход по оплате предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей в составе расходов, принимаемых к уменьшению доходов при исчислении налогооблагаемой прибыли?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 13.01.2006 N 2/2-2-2 по вопросу признания в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с оплатой услуг по проведению специализированной медицинской организацией медосмотров работников, и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные, т.е. направленные на получение дохода, и документально подтвержденные затраты налогоплательщика.
Подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, расходы организации, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
Организации, не имеющие на своей территории здравпунктов в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, могут учесть расоды на проведение медосмотров работников, которые согласно законодательству Российской Федерации являются обязательными, так как данные расходы при их надлежащем документальном оформлении удовлетворяют требованиям статьи 252 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязательными являются медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств могут проводиться медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения.
Таким образом, налогоплательщик, заключивший договор с учреждением здравоохранения о проведении предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей транспортных средств, вправе учесть в налоговой базы по налогу на прибыль расходы по оплате услуг учреждения здравоохранения.
При этом вопрос осуществления медицинской организацией деятельности в непредусмотренном в лицензии месте не является предметом рассмотрения налогового законодательства.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организации, не имеющие на своей территории здравпунктов, в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, могут учесть расходы на проведение обязательных медосмотров работников, к которым относятся медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры могут проводиться медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения.
Таким образом, налогоплательщик, заключивший договор с учреждением здравоохранения о проведении предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей транспортных средств, вправе учесть в налоговой базе по налогу на прибыль расходы по оплате услуг учреждения здравоохранения.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/71
Текст письма официально опубликован не был