Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 22 февраля 2006 г. N 03-08-05
Вопрос: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы иностранной организации от источников в РФ при предоставлении имущественных прав использования подлежат налогообложению. В соответствии с п. 3 ст. 310 НК РФ при выплате дохода иностранному лицу налоговый агент производит удержание налога по пониженным ставкам, предусмотренным международным договором, при условии предоставления иностранным лицом документа подтверждающего постоянное местопребывание в иностранном государстве, с которым у РФ заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, заверенного компетентным органом соответствующего государства.
Письмом ФНС N 26-2-08/5988 от 12.05.05 г., направленным в адрес ОАО, было дано разъяснение того, что в соответствии с действующими нормами в сфере международных налоговых отношений документы, предоставленные американскими компаниями в качестве документов, подтверждающих их резидентство (форма N 6166), выдаваемых региональными отделениями СВД США, применяются без апостиля и консульской легализации.
Дополнительно к письму был приложен список иностранных государств, с которыми достигнуты взаимные договоренности о принятии без апостиля и консульской легализации документов, подтверждающих резидентство, в число которых входит США.
Однако Постановление от 28.06.05 N 990/05 Высшего арбитражного суда РФ содержит противоречащее вышеупомянутому Письму ФНС N 26-2-08/5988 положение о том, что документы иностранного происхождения без удостоверения апостилем не признаются юридически значимыми, вследствие чего с соответствующей организации были взысканы пени. Причем данное Постановление касается именно документов из США.
В связи с вышеизложенным и руководствуясь ст. 21 НК РФ, просим Вас разъяснить порядок применения нормативных актов, регулирующих вопросы налогообложения иностранных лиц, получающих доходы от источников в РФ, также указать конкретные международные акты, на основании которых возможно применение документов без апостиля и консульской легализации, подтверждающих резидентство государств, указанных в приложении, а также, если возможно, предоставить к вышеуказанному письму ФНС РФ копии международных актов.
Кроме того, просим Вас также разъяснить ситуацию, касающуюся применения указанных документов без апостиля и консульской легализации, составленных в следующих государствах: Королевстве Нидерландов, Федеративной Республике Германии, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Японии, Королевстве Испания, Республике Кипр.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваш запрос от 28.12.05 N 1339 касательно принятия российскими организациями сертификатов постоянного местопребывания, выдаваемых иностранным организациям компетентными органами иностранных государств, и сообщает следующее.
В рамках статьи 3 Конвенции, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов от 05.10.61, в соответствии со статьями "Взаимосогласительная процедура", "Обмен информацией" действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, руководствуясь сложившейся международной налоговой практикой, компетентный орган по смыслу договоров об избежании двойного налогообложения (в случае России - Минфин России), в том числе в лице его уполномоченного представителя (в случае России - ФНС), на взаимной основе согласовали с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство) без легализации или апостилирования. Такое согласование осуществляется в форме Меморандума о взаимопонимании к международному договору, подписываемого компетентными органами договаривающихся государств по итогами консультаций в рамках статей "Взаимосогласительная процедура", "Обмен информацией" (например, к Соглашению об избежании двойного налогообложения с Германией), а также уполномоченными представителями - посредством обмена официальных писем, с приложением соответствующих образцов форм, подписей, печатей.
Перечень таких государств равно как и формы документов, образцы подписей уполномоченных лиц и печатей государственных учреждений иностранных государств, уполномоченных выдавать сертификаты постоянного местопребывания, содержатся в информационной базе ФНС.
В связи с принятием Президиумом Арбитражного суда Российской Федерации Постановления от 28.06.05 N 990/05, Минфином России совместно с ФНС - как органом, уполномоченным осуществлять администрирование в этой области, проводится работа по анализу и совершенствованию процедур принятия сертификатов постоянного местопребывания (резидентства), выдаваемых иностранными государствами, по итогам которой будет выпущено официальное информационное письмо, которое будет доведено до сведения налогоплательщиков, налоговых органов, судебных органов.
Директор департамента |
М.А. Моторин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для налогообложения доходов иностранной организации от источников в РФ по пониженным ставкам, предусмотренным международным договором об избежании двойного налогообложения, иностранным лицом должен быть представлен документ, подтверждающий постоянное местопребывание в иностранном государстве, с которым у РФ заключен международный договор, заверенный компетентным органом соответствующего государства.
В связи с разногласиями, возникающими по вопросу применения апостиля на указанных документах, Минфином России совместно с ФНС России ведется работа по анализу и совершенствованию процедур принятия сертификатов постоянного местопребывания (резидентства), выдаваемых иностранными государствами, по итогам которой будет выпущено официальное информационное письмо.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 февраля 2006 г. N 03-08-05
Текст письма официально опубликован не был