Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 17 февраля 2006 г. N 03-03-04/3/3
Вопрос: ЗАО МСК арендует нежилое помещение по договору, заключенному с 11.10.2004 года на 5 лет. Двадцать четвертого декабря 2004 года договор сдан в Учреждение Юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы, 21 апреля 2005 года произведена государственная регистрация.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 и п. 2 ст. 260 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения расходы на содержание объектов недвижимости (арендные платежи, затраты на приобретение энергии всех видов, ремонт арендованных средств), используемых в деятельности организации, учитываются в составе расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода.
При этом глава 25 НК РФ не ставит возможность включения данных расходов в расчет налоговой базы по налогу на прибыль в зависимость от наличия либо отсутствия государственной регистрации прав на недвижимое имущество, при эксплуатации которого такие расходы осуществляются, важно лишь, чтобы расходы были документально подтверждены и направлены на извлечение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Факт подачи документов на государственную регистрацию права собственности на здания имеет значение исключительно для целей определения даты его включения в соответствующую амортизационную группу и начала амортизации по зданию (п. 8 ст. 258 НК РФ).
Компания просит разъяснить порядок учета в целях налогообложения прибыли расходов на содержание объектов недвижимости (арендные платежи, ремонт арендованных средств), используемых в деятельности организации.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 06.10.2005 N 284/106272 по вопросу признания расходов организации по уплате арендных платежей в том случае, если договор аренды не прошел государственной регистрации, и сообщает следующее.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией относятся арендные платежи за арендуемое имущество.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом гражданским законодательством не предусмотрено, что отсутствие надлежащей регистрации, предусмотренной Федеральным законом N 122-ФЗ, делает договор аренды недействительным или незаключенным. Таким образом, законодательное закрепление обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяет только права и обязанности сторон по договору и имеет не связанные с вопросами налогообложения цели.
Учитывая изложенное, отсутствие государственной регистрации прав по договорам аренды не влияет на порядок учета сумм арендной платы при исчислении налога на прибыль организаций.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса полученные доходы налогоплательщик может уменьшить на сумму документально подтвержденных затрат, под которыми понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установленный п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" порядок оформления первичных учетных документов предусматривает указание на содержание хозяйственной операции, определяемой условиями заключенных между сторонами договоров.
Таким образом, расходы по не заключенным в установленном порядке договорам не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций как не соответствующие условиям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса.
Учитывая изложенное, если на момент проведения налоговой проверки договор аренды прошел государственную регистрацию, то расходы организации на оплату аренды учитываются с момента такой регистрации. Вместе с тем в случае если в соответствии с п. 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора распространены на период с момента передачи объекта аренды потенциальному арендатору, то арендные платежи по зарегистрированному или находящемуся на государственной регистрации договору принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций с момента получения объекта в пользование.
В таком же порядке учитываются расходы по ремонту арендованного имущества, договор аренды которого подлежит обязательной государственной регистрации.
Заместитель директора |
А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поясняется, что законодательное закрепление обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяет только права и обязанности сторон по договору и имеет не связанные с вопросами налогообложения цели. Отсутствие государственной регистрации прав по договорам аренды не влияет на порядок учета сумм арендной платы при исчислении налога на прибыль организаций.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 февраля 2006 г. N 03-03-04/3/3
Текст письма официально опубликован не был