Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 18 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/358
Вопрос: Наша организация (Лизингодатель) приобрела в собственность воздушное судно и передала его в лизинг. В процессе эксплуатации основного средства Лизингополучателем, возникла необходимость проведения работ для восстановления летной годности воздушного судна, которые будут проведены сторонними организациями по заказу Лизингодателя, а именно:
1. по замене некоторых агрегатов самолета в связи с истечением сроков эксплуатации, указанных в паспортах, на новые аналогичные агрегаты;
2. по ремонту агрегатов, установленных на самолете, в связи с отказом их работы (поломкой);
3. по замене агрегатов, установленных на самолете, в связи с отказом их работы (поломкой) на новые, с улучшенными техническими характеристиками;
4. по приобретению оборудования, ранее не стоявшего на самолете, которое необходимо установить соответствии с требованиями, предъявляемыми надзорными органами и оно позволит улучшить некоторые технические характеристики самолета.
Просим дать разъяснения, какие из вышеперечисленных работ нужно учесть в целях налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ и какие в соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке учета расходов по ремонту самолета, переданного в лизинг, и сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Расходы по ремонту основных средств следует отличать от расходов по достройке дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению объектов основных средств.
Пунктом 2 статьи 257 Кодекса предусмотрено, что в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям изменяется первоначальная стоимость основных средств.
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
В целях главы 25 Кодекса к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Исходя из изложенного, расходы по замене некоторых агрегатов самолета в связи с истечением установленных сроков их эксплуатации на новые аналогичные агрегаты, по ремонту агрегатов, установленных на самолете, в связи с отказом их работы (поломкой), следует отнести к расходам по ремонту основного средства.
Расходы по замене агрегатов, установленных на самолете в связи с отказом их работы (поломкой) на новые, с улучшенными техническими характеристиками, по приобретению ранее не установленного на самолете оборудования, которое необходимо установить в соответствии с требованиями надзорных органов, позволяющее улучшить технические характеристики самолета, следует отнести к расходам по техническому перевооружению основного средства.
2. При определении порядка налогового учета расходов по ремонту и техническому перевооружению предмета лизинга необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.
Расходы лизингодателя по ремонту и техническому обслуживанию предмета лизинга могут быть учтены для целей налогообложения, только в том случае, если в соответствии с договором лизинга обязательства по ремонту основных средств, переданных в лизинг, несет лизингодатель.
Как следует из вашего письма, работы по восстановлению летной готовности воздушного судна проводятся "сторонними организациями по заказу Лизингодателя". При этом не уточняется, оплачиваются ли указанные расходы лизингодателем или их стоимость возмещается лизингополучателем. Также в письме не содержится сведений о том, какая из сторон договора лизинга начисляет амортизацию по предмету лизинга в налоговом учете.
Вопрос о порядке признания расходов по ремонту и техническому перевооружению предмета лизинга может быть окончательно решен по существу только после рассмотрения соответствующих документов, подтверждающих произведенние данных расходов.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Расходы по замене некоторых агрегатов самолета в связи с истечением установленных сроков их эксплуатации на новые аналогичные агрегаты, а также расходы по ремонту агрегатов, установленных на самолете, в связи с отказом их работы (поломкой), следует отнести к расходам по ремонту основного средства.
Расходы по замене агрегатов, установленных на самолете, в связи с отказом их работы (поломкой) на новые, с улучшенными техническими характеристиками, по приобретению ранее не установленного на самолете оборудования, которое необходимо установить в соответствии с требованиями надзорных органов, позволяющее улучшить технические характеристики самолета, следует отнести к расходам по техническому перевооружению основного средства.
При определении порядка налогового учета расходов по ремонту и техническому перевооружению предмета лизинга необходимо учитывать, что лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.
Расходы лизингодателя по ремонту и техническому обслуживанию предмета лизинга могут быть учтены для целей налогообложения только в том случае, если в соответствии с договором лизинга обязательства по ремонту основных средств, переданных в лизинг, несет лизингодатель.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/358
Текст письма официально опубликован не был