• ДОКУМЕНТ

Управление в области использования и охраны водных объектов

Глава 4. Управление в области использования и охраны водных объектов


Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 24 ВК РФ

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся:

1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

2) разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;

ГАРАНТ:

См. Методические указания по разработке схем комплексного использовании и охраны водных объектов, утвержденные приказом МПР РФ от 4 июля 2007 г. N 169

См. Правила разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 883

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ пункт 3 статьи 24 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

3) осуществление федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

4) организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;

5) установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение;

ГАРАНТ:

См. Административный регламент предоставления Росводресурсами государственной услуги по предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, утвержденный приказом Минприроды России от 26 сентября 2013 г. N 410

6) утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;

7) определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов;

8) гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации;

9) установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, порядка расчета и взимания такой платы;

10) установление порядка утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 459-ФЗ статья 24 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10.1, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

10.1) установление правил охраны поверхностных водных объектов и правил охраны подземных водных объектов;

11) территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ пункт 12 статьи 24 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

12) утверждение правил использования водохранилищ;

13) установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 14 статьи 24 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

14) определение порядка осуществления федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в пункт 15 статьи 24 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

15) определение порядка резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

16) установление порядка использования водных объектов для взлета, посадки воздушных судов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 17 статьи 24 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

17) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;

18) утверждение методики исчисления вреда, причиненного водным объектам;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в пункт 19 статьи 24 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

19) определение критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;

ГАРАНТ:

См. Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 640


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в пункт 20 статьи 24 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

20) утверждение перечней объектов, подлежащих федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;

21) утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 21 статьи 24

22) иные установленные настоящим Кодексом полномочия.


Статья 25. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 25 ВК РФ

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся:

1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

2) установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, порядка расчета и взимания такой платы;

3) участие в деятельности бассейновых советов;

4) разработка, утверждение и реализация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в пункт 5 статьи 25 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5) резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 257-ФЗ в пункт 6 статьи 25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

6) осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной;

7) утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;

8) утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах;

ГАРАНТ:

О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах см. постановление Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 769

9) участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов;

10) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

11) осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 12 статьи 25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

12) утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;

13) утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 13 статьи 25


Статья 26. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 26 ВК РФ

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия:

1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса;

2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;

3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в часть 2 статьи 26 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

См. текст части в предыдущей редакции

2. Действие части 1 настоящей статьи не распространяется на водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Перечень таких водоемов устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 244-ФЗ в часть 4 статьи 26 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделенной определенному субъекту Российской Федерации, количества жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, протяженности береговой линии (границы водного объекта) в границах поселения.

5. Порядок расходования и учета указанных в части 3 настоящей статьи средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 629

6. Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

7. В случае использования указанных в части 3 настоящей статьи средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ в часть 8 статьи 26 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

См. текст части в предыдущей редакции

8. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также издавать обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

9. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:

1) утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 1 части 9 статьи 26


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 2 части 9 статьи 26 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) осуществляет контроль за правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 3 части 9 статьи 26 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3) осуществляет контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождению от замещаемой должности;

4) подготавливает предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вносит эти предложения при необходимости в Правительство Российской Федерации для принятия соответствующего решения;

5) устанавливает содержание и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий и в случае необходимости целевые прогнозные показатели.

10. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации):

1) назначают на должность и освобождают от должности руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ в пункт 2 части 10 статьи 26 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) утверждают структуру уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) организуют деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и предусмотренными частью 8 настоящей статьи нормативными правовыми актами;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ часть 10 статьи 26 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3.1, вступающим в силу с 1 января 2010 г.

3.1) вправе до утверждения регламентов, указанных в части 8 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций;

4) обеспечивают своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, а также о нормативных правовых актах, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий.

11. Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, Счетной палатой Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ статья 26 настоящего Кодекса дополнена частью 12

12. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области водных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".


Статья 27. Полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27 ВК РФ

1. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:

1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;

2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;

3) осуществление мер по охране таких водных объектов;

4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ часть 2 статьи 27 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

2. К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ часть 3 статьи 27 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

3. Полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ статья 27 настоящего Кодекса дополнена частью 4

4. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ статья 27 настоящего Кодекса дополнена частью 5

5. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории городского округа, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского округа.


Статья 28. Бассейновые округа

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28 ВК РФ

1. Бассейновые округа являются основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов и состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 октября 2016 г. N 384-ФЗ в часть 2 статьи 28 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. В Российской Федерации устанавливается двадцать один бассейновый округ:

1) Балтийский;

2) Баренцево-Беломорский;

3) Двинско-Печорский;

4) Днепровский;

5) Донской;

6) Кубанский;

7) Западно-Каспийский;

8) Верхневолжский;

9) Окский;

10) Камский;

11) Нижневолжский;

12) Уральский;

13) Верхнеобский;

14) Иртышский;

15) Нижнеобский;

16) Ангаро-Байкальский;

17) Енисейский;

18) Ленский;

19) Анадыро-Колымский;

20) Амурский;

21) Крымский.

3. Границы бассейновых округов утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Статья 29. Бассейновые советы

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 29 ВК РФ

1. В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа.

2. Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

3. В состав бассейновых советов входят представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

4. Порядок создания и деятельности бассейновых советов устанавливается Правительством Российской Федерации.


Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 30 ВК РФ

1. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ в часть 2 статьи 30 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

См. текст части в предыдущей редакции

2. Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

3. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 1 части 3 статьи 30 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 3 части 3 статьи 30 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

4. Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 1 части 4 статьи 30 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления;

2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;

3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;

4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

5. Государственный мониторинг водных объектов состоит из:

1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 4 части 5 статьи 30 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты.

6. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.

7. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

8. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.


Статья 31. Государственный водный реестр

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 31 ВК РФ

1. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

2. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

3. Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

4. В государственный водный реестр включаются документированные сведения:

1) о бассейновых округах;

4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 6 части 4 статьи 31 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты;

7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 8 части 4 статьи 31 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования;

9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;

10) о договорах водопользования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 87-ФЗ часть 4 статьи 31 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10.1

10.1) о разрешениях на захоронение донного грунта в морях или их отдельных частях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 244-ФЗ часть 4 статьи 31 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10.2

10.2) о местоположении береговой линии (границы водного объекта);

11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

5. Сбор и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах.

6. Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам. Документированные сведения государственного водного реестра носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

7. В течение пяти рабочих дней уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу сведения из государственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений. Отказ может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.

8. За предоставление копий документов, указанных в части 4 настоящей статьи, взимается плата. Размер указанной платы, порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

10. Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Статья 32. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 32 ВК РФ

1. Для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов осуществляется гидрографическое районирование территории Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Методику гидрографического районирования территории Российской Федерации, утвержденную приказом МПР РФ от 25 апреля 2007 г. N 112

2. Гидрографическими единицами являются речной бассейн и подбассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна. Количество гидрографических единиц и их границы утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Для разработки водохозяйственных балансов осуществляется водохозяйственное районирование территории Российской Федерации - деление гидрографических единиц на водохозяйственные участки. Количество водохозяйственных участков и их границы утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. Методику водохозяйственного районирования территории Российской Федерации, утвержденную приказом МПР РФ от 25 апреля 2007 г. N 111

4. Порядок установления границ гидрографических единиц и водохозяйственных участков утверждается Правительством Российской Федерации.


Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 33 ВК РФ

1. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.

2. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях:

1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты;

2) определения потребностей в водных ресурсах в перспективе;

3) обеспечения охраны водных объектов;

4) определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.

3. Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются:

1) целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем;

2) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;

3) водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов и представляющие собой расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распределения поверхностного и подземного стоков вод в различные периоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов);

ГАРАНТ:

См. Методику расчета водохозяйственных балансов водных объектов, утвержденную приказом МПР РФ от 30 ноября 2007 г. N 314

4) лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности;

ГАРАНТ:

Об установлении лимитов водопользования см. справку

5) квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации;

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ) до утверждения схем комплексного использования и охраны водных объектов, но не позднее чем до 1 января 2015 г. лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, а также квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод для каждого субъекта РФ устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном Правительством РФ

6) основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей;

7) предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.

4. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

Согласно приказу Минприроды России от 30 июля 2009 г. N 238 до утверждения в соответствии с настоящей статьей схем комплексного использования и охраны водных объектов Росводресурсами и его территориальными органами, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, используются Методические указания по установлению квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квот сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта РФ на 2010 год и последующие годы

5. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.

6. Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы устанавливается Правительством Российской Федерации.


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в статью 34 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 34. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 34 ВК РФ

1. В целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

2. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.


Статья 35. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 35 ВК РФ

Согласно Федеральному закону от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ) до утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 г. нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах

1. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

2. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

3. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей см. постановление Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 469

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в часть 4 статьи 35 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

ГАРАНТ:

См. Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом МПР РФ от 17 декабря 2007 г. N 333

5. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна.

6. Целевые показатели качества воды в водных объектах утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ наименование статьи 36 настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст наименования в предыдущей редакции

Статья 36. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 36 ВК РФ

1. Утратила силу с 1 августа 2011 г.

Информация об изменениях:

См. текст части 1 статьи 36


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в часть 1.1 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1.1. Под государственным надзором в области использования и охраны водных объектов понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю на водных объектах и в их водоохранных зонах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в часть 2 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного надзора) при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Положение о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в часть 3 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, определяются Правительством Российской Федерации. На основании указанных критериев федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждаются перечни объектов, подлежащих соответственно федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

4. Утратила силу с 1 августа 2011 г.

Информация об изменениях:

См. текст части 4 статьи 36


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 5 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

5. Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 1 части 5 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки, а также запрашивать у лиц, находящихся на водных объектах и в их водоохранных зонах и осуществляющих использование водных объектов и (или) деятельность в их водоохранных зонах, документы, подтверждающие право этих лиц на осуществление водопользования и (или) деятельности в водоохранных зонах водных объектов, и проверять эти документы при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по контролю;

3) проводить отбор проб сточных вод и воды водных объектов для проведения исследования (испытания) таких вод;

4) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по охране водных объектов, а также об организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них;

5) осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов;

6) уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок, выявленных нарушениях условий использования водных объектов;

7) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

8) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

9) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю;

10) проверять соблюдение обязательных требований к использованию и охране водных объектов, земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 6 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

6. Государственному инспектору в области охраны окружающей среды выдаются служебное удостоверение и форма установленного образца.

7. Утратила силу с 1 августа 2011 г.

Информация об изменениях:

См. текст части 7 статьи 36


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ статья 36 настоящего Кодекса дополнена частью 7.1, вступающей в силу с 1 августа 2011 г.

7.1. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

8. Утратила силу с 1 августа 2011 г.

Информация об изменениях:

См. текст части 8 статьи 36


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ статья 36 настоящего Кодекса дополнена частью 9

9. Мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах проводятся должностными лицами органов государственного надзора, указанными в части 5 настоящей статьи, при патрулировании водных объектов и их водоохранных зон на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора. Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение указанных мероприятий и содержание этих заданий определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.


Актуальный текст документа