Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 7 июля 2006 г. N 03-01-11/3-64
Вопрос: Жалоба. В соответствии с Конституцией РФ, используя личное право на обращение в государственные органы, прошу Вас рассмотреть мою жалобу, касающуюся действий представителей МИ ФНС по г. Москве, которые отказывают во внесении изменений в Единый государственный реестр налогоплательщиков - юридических лиц, не связанных с изменением учредительных документов. А именно, если эти изменения касаются смены руководителя, если заявление о внесении изменений в реестр подписано новым руководителем юридического лица. Однако, данная практика противоречит действующему законодательству РФ, что и было подробно отражено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 12580/05 от 14 февраля 2006 г., где сказано:
"...В случае подачи заявления об изменении сведений о единоличном исполнительном органе общества с ограниченной ответственностью новые сведения всегда отличаются от данного государственного реестра, а само обращение общества в регистрирующий орган вызвано необходимостью устранить это несоответствие.
При этом пункт 1 статьи 9 Закона о регистрации к числу заявителей относит руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.
Рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа ООО и досрочном прекращении его полномочий согласно п. 3 ст. 91 ГК РФ, п. 2 ст. 33 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества.
Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.
Поэтому с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу п. 3 ст. 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью не вправе без доверенности действовать от имени общества, в т.ч. подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре)."
При этом Высший Арбитражный Суд РФ дал оценку подобным действиям как нарушающим единообразие в толковании и применении норм права.
В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 6 ФКЗ "О судебной системе РФ", статьей 7 ФКЗ "Об арбитражных судах РФ" судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти и должностных лиц и подлежат исполнению на всей территории РФ.
Неграмотное толкование представителями МИ ФНС по г. Москве норм действующего законодательства и невыполнение предписаний Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ приводит к нарушению прав юридических лиц.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше обращение от 19.05.2006 по вопросу внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), и сообщает следующее.
Порядок государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, которые содержатся в ЕГРЮЛ, регламентирован главой 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Изменение сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, осуществляется в соответствии # пунктом 2 статьи 17 данного Федерального закона, путем представления в регистрирующий (налоговый) орган заявления по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (форма N Р14001).
Согласно положениям статьи 9 указанного Федерального закона заявителем при государственной регистрации юридического лица (в частности, при представлении заявления по форме N Р14001) может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие# право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Исходя из положений пункта 4 статьи 5 названного Федерального закона, согласно которым при несоответствии сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения государственных реестров считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений, а также для исключения случаев недобросовестности со стороны третьих лиц при смене руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, налоговые органы сообщают о необходимости представления в регистрирующий (налоговый) орган заявления (по форме N Р14001), подписанного прежним руководителем.
Вместе с этим следует учитывать, что согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2006 N 12580/05 с момента прекращения компетентным органом управления полномочий исполнительного органа общества, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, он не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом исполнительном органе (генеральном директоре).
Аналогичные положения содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2006 N 14310/05, определившем, что отказ в государственной регистрации изменений только по причине подписания заявления о внесении изменений новым руководителем общества является необоснованным, а также в постановлении от 14.02.2006 N 12049/05, признавшем недействительным решение налоговой инспекции об отказе во внесении в ЕГРЮЛ сведений о новом директоре общества с ограниченной ответственностью, поскольку необоснованным отказом регистрирующего органа на общество незаконно возложены обязанности по принятию мер к подписанию заявления о внесении изменений прежним руководителем, прекратившим трудовые отношения с обществом.
Таким образом, юридическое лицо вправе направить в регистрирующий (налоговый) орган обращение о невозможности представления заявления по форме N Р14001, подписанного лицом, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ. Одновременно с этим, в целях обеспечения полноты и достоверности сведений государственного реестра регистрирующий орган осуществляет мероприятия по установлению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
С учетом изложенного, при подтверждении полномочий лица, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган должен осуществлять внесение соответствующей записи в государственный реестр на основании заявления, подписанного лицом, сведения о котором отсутствуют в государственном реестре.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указано на неправомерность действий налоговых органов, сообщающих о необходимости представления в регистрирующий (налоговый) орган заявления о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, подписанного прежним руководителем организации.
Со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2006 г. N 12580/05 разъясняется, что с момента прекращения полномочий руководителя организации (ее исполнительного органа) он не вправе без доверенности действовать от ее имени, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом исполнительном органе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 июля 2006 г. N 03-01-11/3-64
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 25 июля 2006 г. N 28