Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 июля 2006 г. N 03-04-14/17 О предложениях по изменению действующего налогового законодательства РФ в части применения НДС индивидуальными предпринимателями, а также установления ставки этого налога в размере 10 процентов в отношении продукции пчеловодства

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 12 июля 2006 г. N 03-04-14/17

 

Вопрос: Члены Правительства РФ, депутаты Государственной Думы очень озабочены проблемой развития малого бизнеса. Это видно по их выступлениям на ТВ.

Я являюсь представителем малого бизнеса. У меня пасека на правах личного подсобного хозяйства. Получаю в год 3,5-4 тонны меда. Как физическое лицо, имеющее пасеку, я мог бы иметь освобождение от налогов. Но чтобы продать мед, надо получить сертификат, который дают в ЦСМ согласно Постановлению Госстандарта РФ от 17.03.98 г. N 11 п. 3.3 только организациям или индивидуальным предпринимателям. Это заставило меня зарегистрироваться как ИП. Продавая мед как ИП, я мог бы работать по упрощенной системе налогообложения, платить налог - 6% с дохода. Но торговые фирмы отказываются со мной работать, потому что, работая по "упрощенке", я не плачу НДС, а согласно Налоговому Кодексу они вынуждены платить НДС за меня.

Казалось бы, эту проблему можно решить с помощью уменьшения цены, но на практике многие торгующие организации просто не работают с теми, кто не платит НДС.

Пришлось перейти на общую систему налогообложения, т. е. платить налоги: НДС, налог с дохода, ЕСН. При этом нельзя воспользоваться и ст. 145 НК, дающей освобождение от НДС, если доход за 3 месяца составил менее 2 млн. руб., т.к. при этом надо в сопроводительных документах ставить отметку "Без НДС", и торгующие организации также с такими не работают. Вот эта зависимость налогообложения торгующих организаций от системы налогообложения работающих с ними ИП непонятна. Эта зависимость лишает меня, как ИП, права выбирать, по какой системе налогообложения мне работать. Эта проблема касается не только меня, как пчеловода, но и миллионов представителей малого бизнеса. Получается, что практически я могу работать только по общей системе налогообложения, а это более трети дохода я должен платить в виде налогов. Прибавить сюда расходы на покупку пчел, содержание пасеки, транспортные расходы и пр. пр.,то на развитие хозяйства ничего не остается. Для устранения этой зависимости надо подкорректировать некоторые статьи Налогового кодекса. Сейчас ситуация изменилась, все хотят работать и платить налоги. И если я имею право на освобождение от какого-то налога, то я должен иметь возможность воспользоваться этим правом.

Второе. Большой нагрузкой для малого бизнеса являются созданные при государственных или муниципальных учреждениях "ООО". В какое бы учреждение ни обратился (комитет, ЦСМ, служба, лаборатория и т. д.) за необходимой бумагой - везде попадаешь в ООО, где за оформление этой бумаги (фактически за подпись) берут как за "чугунный мост". За анализ меда в лаборатории ЦСМ (через ООО) берут в 10 раз дороже, чем за тот же анализ в лаборатории при рынке. За оформление сертификата на основании уже собранных документов еще столько же. А выбора нет. И еще: как пчеловод, не могу не обратить Ваше внимание на то, что проблемы пчеловодства и меда - продукта очень важного для здоровья людей - у нас в России незаслуженно забываются. Например, ставка НДС на основные продукты питания 10%, а на мед - 18%. А ведь по уровню потребления меда Россия здорово отстает от европейского.

И последнее. Это отношение к малому бизнесу со стороны чиновников. Хорошо бы, если бы Вы дали установку всем ответственным государственным служащим, чтобы они, решая спорные вопросы, исходили в первую очередь из интересов представителей малого бизнеса.

 

Ответ: В связи с Вашим письмом, поступившим из Аппарата Правительства Российской Федерации, по вопросам изменения действующего налогового законодательства Российской Федерации в части применения налога на добавленную стоимость индивидуальными предпринимателями, а также установления ставки этого налога в размере 10 процентов в отношении продукции пчеловодства Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

На основании пункта 1 статьи 145 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" и пункта 1 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) принятие решения об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, связанных с исчислением и уплатой налога, или переходе на упрощенную систему налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно. Изложенная в Вашем письме оценка последствий принятия указанного решения, в частности, отказ Ваших покупателей, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, приобретать товары, не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость, не свидетельствует о невозможности использования права на освобождение от этого налога другими индивидуальными предпринимателями. В связи с этим, предложение о внесении изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в отношении применения налога на добавленную стоимость при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) индивидуальными предпринимателями, использующими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145 Кодекса или применяющими упрощенную систему налогообложения, не поддерживается.

Что касается установления ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов в отношении продукции пчеловодства, то в настоящее время при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставкам в размере 10 и 18 процентов. Пониженная ставка налога в размере 10 процентов применяется в отношении социально значимых товаров: ряда продовольственных товаров, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Принятие решения о включении продукции пчеловодства в перечень товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению по пониженной ставке налога на добавленную стоимость, создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении других продовольственных товаров, облагаемых в настоящее время налогом по ставке в размере 18 процентов, что в конечном итоге,# приведет к потерям доходов федерального бюджета.

Кроме того следует отметить, что в условиях рыночных отношений ценообразование зависит, в основном, от спроса и предложения на товары. Поэтому, как показывает практика, снижение размера ставки налога на добавленную стоимость не обеспечивает соответствующего снижения цен.

 

Заместитель директора Департамента

Н.А. Комова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Минфин изложил свою позицию относительно возможности установления ставки НДС в размере 10 процентов в отношении продукции пчеловодства.

Указано, что принятие решения о включении продукции пчеловодства в перечень товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению по пониженной ставке НДС, создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении других продовольственных товаров, облагаемых в настоящее время налогом по ставке в размере 18 процентов, что, по мнению Минфина, приведет к потерям доходов федерального бюджета.

Отмечено также, что, как показывает практика, снижение размера ставки НДС не обеспечивает соответствующего снижения цен.



Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 июля 2006 г. N 03-04-14/17


Текст письма официально опубликован не был