Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 26 июля 2006 г. N 03-03-04/1/612
Вопрос: О налоге на прибыль.
ОАО просит вас дать разъяснения по применению положений главы 25 "Налог на прибыль" Налогового кодекса РФ.
Наша организация планирует создание в налоговом учете резерва по сомнительным долгам. В соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного (налогового) периода. Следовательно, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, он должен провести инвентаризацию с целью выявления долгов, которые в данном отчетном периоде будут признаваться сомнительными. Резерв создается на основании акта инвентаризации, утвержденного руководителем, в котором указаны сомнительные долги и сумма, принимаемая в качестве резерва.
Порядок проведения инвентаризации установлен ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 27 Приказа Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", а также Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
Инвентаризация проводится по решению руководителя организации. В решении руководитель устанавливает дату проведения инвентаризации, перечень проверяемого имущества и обязательств. При проведении инвентаризации инвентаризационная комиссия должна установить правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, в том числе в отношении сумм задолженности, по которым истекли сроки исковой давности (п. 3.48 Методических указаний).
Для оформления результата инвентаризации применяется Унифицированная форма ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" и приложение к данной форме "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" (утв. постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88).
ОАО исчисляет авансовые платежи ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли. Таким образом, отчетным периодом для нашей организации являются 1 месяц, 2 месяца и т.д., и, следовательно, инвентаризацию дебиторской задолженности в целях создания резерва по сомнительным долгам ОАО должно будет проводить ежемесячно.
Большое число контрагентов и, как следствие, большой объем документооборота, а также длительность пробега документов могут привести к тому, что большая часть дебиторской задолженности на момент сдачи налоговой декларации за отчетный период окажется не подтвержденной контрагентами.
Исходя из вышеизложенного, просим вас разъяснить следующее:
а) зависит ли право налогоплательщика на создание резерва по сомнительным долгам от наличия подтверждения дебитором (контрагентом) суммы своей задолженности перед налогоплательщиком?
б) будет ли, по вашему мнению, дебиторская задолженность являться подтвержденной для целей создания резерва по сомнительным долгам, если налогоплательщик и его контрагент направят для сокращения времени на пробег документов акт сверки по факсу, телеграфу или электронной почте, а также если они обменяются телефонограммами?
в) может ли ОАО создавать резерв по сомнительным долгам на основании самостоятельно проведенной инвентаризации по имеющимся первичным документам и не оформлять ежемесячно акты сверки с дебиторами?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 15.05.2006 г. N 2519 о порядке создания резерва по сомнительным долгам и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 7 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в составе внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпунктом 7 п. 1 статьи 265"
Порядок формирования таких сумм резервов по сомнительным долгам установлен статьей 266 Кодекса. В частности, сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.
Поскольку законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не устанавливает особенностей проведения инвентаризации для использования ее данных в целях налогообложения, то на основании статьи 11 Кодекса в целях формирования резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли должны использоваться данные инвентаризации, проводимой в порядке, установленном приказом Минфина России от 13.06.1995 г. N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
Согласно пункту 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств в процессе инвентаризации дебиторской задолженности проверяется правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, числящейся на балансе организации.
В соответствии с постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" результаты инвентаризации дебиторской задолженности подтверждаются актом по форме N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" и приложением к форме N ИНВ-17 "Справка к Акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами". Указанные формы предусматривают отражение в них сумм дебиторской задолженности# как подтвержденной, так и не подтвержденной дебиторами, а также сумм задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Учитывая, что положениями статей 265 и 266 Кодекса не установлено ограничение на учет в составе резервов по сомнительным долгам только сумм дебиторской задолженности, подтвержденной дебиторами, то в расчетах суммы сомнительной задолженности для налогообложения следует учитывать все суммы дебиторской задолженности по отгруженным товарам, работам, услугам, признанные подтвержденными результатами инвентаризации.
Указанное не распространяется на суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности, поскольку в целях налогообложения такие суммы на основании пункта 3 статьи 266 Кодекса признаются безнадежными долгами.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. В целях формирования резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли должны использоваться данные инвентаризации, проводимой в порядке, установленном приказом Минфина России от 13.06.1995 г. N49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
Поскольку Налоговым кодексом не установлено ограничение на учет в составе резервов по сомнительным долгам только сумм дебиторской задолженности, подтвержденной дебиторами, то в расчетах суммы сомнительной задолженности для налогообложения следует учитывать все суммы дебиторской задолженности по отгруженным товарам, работам, услугам, признанные подтвержденными результатами инвентаризации. Это не распространяется на суммы задолженности с истекшим сроком исковой давности, которые признаются безнадежными долгами.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 июля 2006 г. N 03-03-04/1/612
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 15 августа 2006 г. N 31