Письмо УФНС России по г. Москве от 18 августа 2006 г. N 20-12/74671
См. дополнительно в Энциклопедии хозяйственных ситуаций: "Расходы на рекламу"
Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве по вопросу порядка учета для целей налогообложения прибыли расходов на изготовление с целью последующего распространения каталогов с информацией о реализуемых товарах организацией, осуществляющей торговлю товарами исключительно по почте, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами для целей исчисления налога на прибыль признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом (п. 1 ст. 11 Кодекса).
Гражданским законодательством метод прямой почтовой рассылки признается офертой (ст. 434 - 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
При этом в статье 437 ГК РФ поименованы признаки, позволяющие разграничивать оферту от приглашения сделать оферту (т.е. рекламы).
Так, в качестве приглашения делать оферты, если иное прямо не указано в предложении, рассматривается реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц.
Напротив, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Таким образом, целью оферты является заключение договора с конкретным покупателем (потребителем). Целью же рекламы признается доведение информации о свойствах товаров (работ, услуг), выгодно отличающих их от аналогичных товаров (работ, услуг), существующих на действующем рынке, до неопределенного круга лиц. Вместе с тем реклама не преследует цели сообщения потенциальному контрагенту существенных условий будущего договора.
Аналогично статьей 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе", действующего до вступления в силу одноименного Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ, рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товара, идей и начинаний.
Следовательно, каталоги товаров, рассылаемые организацией, осуществляющей исключительно торговлю товарами почтовыми отправлениями, потенциальным покупателям (с указанием их адресов, Ф.И.О.), не могут рассматриваться в качестве рекламы.
Таким образом, поскольку для организации, осуществляющей исключительно торговлю товарами почтовыми отправлениями, сам метод прямой адресной почтовой рассылки каталогов товаров, содержащих визуальную, описательную и стоимостную информацию о реализуемых товарах, является способом ознакомления и представления товаров, то соответственно и затраты на изготовление и рассылку таких каталогов являются расходами, связанными с реализацией, подлежащими учету в целях налогообложения прибыли в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса (при соблюдении положений ст. 252 Кодекса).
Заместитель руководителя |
А.Г. Луканина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок учета для целей налогообложения прибыли расходов на изготовление каталогов с информацией о реализуемых товарах организацией, осуществляющей торговлю товарами по почте.
Указано на принципиальные отличия, существующие между рекламой и распространением каталогов. Из положений Гражданского кодекса о порядке заключения договора следует, что содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичной офертой). Целью оферты является заключение договора с конкретным покупателем (потребителем). Целью же рекламы признается доведение информации о свойствах товаров (работ, услуг), выгодно отличающих их от аналогичных товаров (работ, услуг), существующих на действующем рынке, до неопределенного круга лиц. Реклама не преследует цели сообщения потенциальному контрагенту существенных условий будущего договора.
Каталоги товаров, рассылаемые организацией, осуществляющей исключительно торговлю товарами почтовыми отправлениями, потенциальным покупателям (с указанием их адресов, Ф.И.О.), не могут рассматриваться в качестве рекламы. Поскольку для такой организации метод прямой адресной почтовой рассылки каталогов является способом ознакомления и представления товаров, затраты на изготовление и рассылку таких каталогов являются расходами, связанными с реализацией, подлежащими учету в целях налогообложения прибыли.
Письмо УФНС России по г. Москве от 18 августа 2006 г. N 20-12/74671
Текст письма опубликован в журнале "Московский бухгалтер" от 16-30 сентября 2006 г. N 17, в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 3-9 октября 2006 г. N 38