Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 9 ноября 2006 г. N 03-11-04/2/233
Вопрос: Убедительно просим разъяснить сложившуюся ситуацию.
В 2005 году ООО было реорганизовано путем преобразования в ЗАО. ООО применяло упрощенную систему налогообложения. В соответствии с ч. 5 ст. 58 ГК РФ при изменении организационно-правовой формы к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с передаточным актом, то есть имеет место универсальное правопреемство. Таким образом, по нашему мнению, наряду с другими правами к ЗАО перешло и право на применение упрощенной системы налогообложения. Также и в п. 9 ст. 50 Налогового кодекса РФ говорится, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
Однако налоговая инспекция считает, что ЗАО может применять УСН, только перейдя на нее в порядке, определенном для вновь созданных предприятий, т.е. подав заявление на применение УСН при регистрации. А так как при проведении реорганизации заявление на применение УСН не подавалось, то и применять УСН в 2005 году ЗАО не может.
В связи с изложенным просим дать разъяснения, может ли ЗАО применять упрощенную систему налогообложения в порядке правопреемства или должно применять общую систему налогообложения.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
На основании статьи 51 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном данным федеральным законом. Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
При этом общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации обществ и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.
Вместе с тем, при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения установлены статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Учитывая, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, на него распространяется порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, который предусмотрен пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса, то есть тот же порядок, что и на вновь созданные организации. В частности, вновь возникшее юридическое лицо при соблюдении положений пункта 3 статьи 346.12 Кодекса может в установленный срок подать в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, указав в нем выбранный объект налогообложения ("доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов").
Таким образом, организация, реорганизованная путем преобразования общества с ограниченной ответственностью в закрытое акционерное общество, до указанной реорганизации применявшая упрощенную систему налогообложения, переход на данный специальный налоговый режим должна была осуществить в порядке, установленном пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, поэтому на него распространяется тот же порядок перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН), что и на вновь созданные организации. В частности, вновь возникшее юридическое лицо может в установленный срок (пять дней с даты постановки на учет в налоговом органе) подать в налоговый орган заявление о переходе на УСН, указав в нем выбранный объект налогообложения ("доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов").
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 ноября 2006 г. N 03-11-04/2/233
Текст письма официально опубликован не был