Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 декабря 2006 г. N 03-03-05/21 О разъяснении налогового учета затрат на перевозку сотрудников к месту работы и обратно

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 4 декабря 2006 г. N 03-03-05/21

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему письму


Вопрос: ООО просит Вас дать точное и аргументированное письменное разъяснение по поводу налогового учета затрат на перевозку сотрудников к месту работы и обратно. Основной вид деятельности - производство обуви (общепринятая система налогообложения). Часть работников состоит в штате нашего предприятия, а часть привлекается по договору предоставления персонала. Коллективный договор в организации не заключался. Бесплатный провоз к месту работы и обратно предусмотрен трудовыми договорами и Положением по оплате труда, принятым на предприятии. Ввиду нехватки персонала должной квалификации в районе своего местоположения наша организация вынуждена привлекать специалистов, проживающих в других населенных пунктах, находящихся на расстоянии от 5 до 35 км от города, в котором расположены наши производственные цеха. Предприятие приобрело автобус и осуществляет на нем бесплатную доставку до места работы и обратно сотрудников, работающих с 7 ч 00 мин. до 19 ч 00 мин. и проживающих в других населенных пунктах (городах, поселках и т.д.). Затраты на данные перевозки (ГСМ, амортизация автобуса, заработная плата водителя и др.) относятся нашим предприятием к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, согласно п. 25 ст. 255 и п. 26 ст. 270 гл. 25 НК РФ. В доход работников данные суммы не включаются.

Также у предприятия имеется микроавтобус "Газель", на котором бесплатно доставляются к месту работы служащие, работающие с 8 ч 00 мин. до 17 ч 00 мин. и проживающие в пределах города, в котором расположено наше предприятие. С работы данные сотрудники добираются до дома самостоятельно на транспорте общего пользования, но предприятие оплачивает им этот проезд исходя из количества фактически отработанных дней и стоимости разового контрольного билета на основании приказа руководителя предприятия, табелей учета рабочего времени и заявлений работников. Суммы указанной доплаты на проезд включаются в доход работников с начислением ЕСН и удержанием НДФЛ. Затраты на данные перевозки (ГСМ, амортизация микроавтобуса, заработная плата водителя и др.) и доплата на проезд относятся нашим предприятием к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, согласно п. 25 ст. 255 и п. 26 ст. 270 гл. 25 НК РФ. Правомерно ли мы поступаем?


Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Однако, согласно пункту 26 статьи 270 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Учитывая изложенное, считаем, что организация вправе отнести на расходы затраты, с# связанные # перевозкой рабочих, если данные расходы обусловлены технологическими особенностями производства и предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

По нашему мнению, расходы организации по доставке работников на работу и оплате проезда от места работы до дома в черте города не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

При этом пунктом 3 статьи 236 Кодекса установлено, что данные выплаты не признаются объектом налогообложения у налогоплательщиков - организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно пункту 1 статьи 237 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника.

Учитывая, что любые выплаты, производимые налогоплательщиком в пользу физических лиц, не связанных с ним указанным в пункте 1 статьи 236 Кодекса договорами, не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, то стоимость доставки до места работы и обратно сотрудников другой организации, работающих у налогоплательщика на основании договора о предоставлении персонала, не подлежит налогообложению единым социальным налогом.

В случае, если доставка сотрудников до места работы и обратно связана с режимом работы предприятия, местоположением, то есть, если сотрудники организации не имеют иной возможности добраться до места работы и обратно, то предоставление такой бесплатной доставки не может рассматриваться как оплата услуг, предназначенных для работника, то есть оплата такой доставки работников будет считаться обычными производственными расходами организации.

В противном случае, предусмотренные трудовыми договорами стоимость доставки сотрудников до места работы и обратно, а также оплата организацией проездных билетов сотрудников подлежат налогообложению единым социальным налогом с учетом пункта 3 статьи 236 Кодекса.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Оплата за налогоплательщика (полностью или частично) организациями товаров (работ, услуг) в его интересах в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса признается доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.

Таким образом, оплата организацией проезда работников до места работы и обратно, а также оплата проездных билетов работников, при условии, что работники имеют возможность добираться до места работы и обратно на общественном транспорте самостоятельно, признается доходами работников, полученными в натуральной форме.

Соответственно стоимость указанной оплаты подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

При отсутствии рейсов общественного транспорта суммы оплаты организацией проезда работников к месту работы и обратно не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц.


Заместитель директора
Департамента

С.В. Разгулин


По мнению Минфина, расходы организации по доставке работников на работу и оплате проезда от места работы до дома в черте города не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Если доставка сотрудников до места работы и обратно связана с режимом работы предприятия, местоположением, то есть, если сотрудники организации не имеют иной возможности добраться до места работы и обратно, то предоставление такой бесплатной доставки не может рассматриваться как оплата услуг, предназначенных для работника, то есть оплата такой доставки работников будет считаться обычными производственными расходами организации.

Кроме того, при отсутствии рейсов общественного транспорта суммы оплаты организацией проезда работников к месту работы и обратно не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц.

Разъяснено, что стоимость доставки до места работы и обратно сотрудников другой организации, работающих у налогоплательщика на основании договора о предоставлении персонала, не подлежит налогообложению единым социальным налогом (ЕСН).



Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 декабря 2006 г. N 03-03-05/21


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 9 января 2007 г. N 1, в журнале "Документы и комментарии" от 9 января 2007 г. N 1, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 9 января 2007 г. N 1


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.