Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 декабря 2006 г. N 03-04-14/27 О порядке налогообложения при осуществлении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом, принадлежащим физическому лицу

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 18 декабря 2006 г. N 03-04-14/27

 

Вопрос: В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Налогового кодекса РФ прошу дать письменные разъяснения по следующему вопросу.

Организация осуществляет доверительное управление недвижимым имуществом (нежилые помещения), принадлежащим на праве собственности физическому лицу. Действуя в качестве доверительного управляющего, организация сдает указанное недвижимое имущество в аренду.

В связи с этим прошу разъяснить:

1. Кто в данной ситуации является плательшиком НДС: учредитель доверительного управления (физическое лицо) либо доверительный управляющий (организация)?

2. С какой суммы доверительный управляющий (организация) обязан исчислить сумму НДС: с суммы арендной платы в целом либо с вознаграждения доверительного управляющего?

3. Возникает ли у доверительного управляющего (организации) обязанность по уплате НДС в случае, если доверительный управляющий использует упрощенную систему налогообложения?

4. Обязанность по уплате каких налогов возникает у физического лица - учредителя доверительного управления при получении дохода от сдачи доверительным управляющим его недвижимости в аренду?

5. Является ли доверительный управляющий (организация) налоговым агентом учредителя доверительного управления (физического лица)?

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо по вопросам налогообложения при осуществлении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом, принадлежащим физическому лицу, и сообщает.

Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом установлены статьей 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, в соответствии с пунктом 1 данной статьи Кодекса при совершении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом на доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные главой 21 Кодекса. Поэтому доверительный управляющий, в том числе применяющий упрощенную систему налогообложения, признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, осуществляемых в рамках указанного договора.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса операции по реализации услуг на территории Российской Федерации признаются объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим операции по реализации услуг по аренде недвижимого имущества подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

На основании статьи 154 Кодекса при реализации налогоплательщиком налога на добавленную стоимость услуг налоговая база по этому налогу определяется как стоимость этих услуг.

Пунктом 1 статьи 168 Кодекса установлено, что при реализации услуг налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное, доверительный управляющий, осуществляющий в рамках договора доверительного управления имуществом операции по реализации услуг по аренде недвижимого имущества, принадлежащего физическому лицу, обязан предъявить к оплате арендатору имущества сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную исходя из суммы арендной платы.

Следует отметить, что доверительный управляющий, применяющий упрощенную систему налогообложения, с суммы вознаграждения, получаемого за услуги по управлению имуществом, переданным ему в доверительное управление, налог на добавленную стоимость не исчисляет и в бюджет не уплачивает, поскольку согласно нормам главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Что касается налога на доходы физических лиц, то статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Таким образом, доход, полученный физическим лицом - учредителем доверительного управления по договору доверительного управления имуществом, в том числе от сдачи принадлежащего ему имущества в аренду доверительным управляющим, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

В соответствии со статьей 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, признаются налоговыми агентами.

Пунктом 2 статьи 226 Кодека# определено, что исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Кодекса.

Учитывая изложенное, при получении физическим лицом - учредителем доверительного управления от организации - доверительного управляющего дохода по договору доверительного управления имуществом, указанная организация - доверительный управляющий признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить сумму налога на доходы физических лиц в бюджет.

 

Заместитель директора Департамента

Н.А. Комова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разъяснен порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС) и налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) при осуществлении операций по договору доверительного управления недвижимым имуществом, принадлежащим физическому лицу.

В отношении налогообложения НДС разъяснено, что доверительный управляющий признается налогоплательщиком НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, осуществляемых в рамках договора доверительного управления. Доверительный управляющий, осуществляющий в рамках договора доверительного управления имуществом операции по реализации услуг по аренде недвижимого имущества, принадлежащего физическому лицу, обязан предъявить к оплате арендатору имущества сумму НДС, исчисленную исходя из суммы арендной платы.

Отмечено, что доверительный управляющий, применяющий упрощенную систему налогообложения (УСН), с суммы вознаграждения, получаемого за услуги по управлению имуществом, переданным ему в доверительное управление, НДС не исчисляет и в бюджет не уплачивает, поскольку организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС.

В отношении налогообложения НДФЛ указано, что доход, полученный физическим лицом -учредителем доверительного управления, в том числе от сдачи принадлежащего ему имущества в аренду доверительным управляющим, подлежит налогообложению НДФЛ. При получении физическим лицом - учредителем доверительного управления от организации - доверительного управляющего дохода, доверительный управляющий признается налоговым агентом и обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить сумму налога в бюджет.



Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 декабря 2006 г. N 03-04-14/27


Текст письма официально опубликован не был