Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 4 июля 2007 г. N 03-05-06-02/71
Вопрос: Руководствуясь подп. 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) в целях надлежащего исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, просим разъяснить порядок применения законодательства о земельном налоге.
ООО состоит на учете в Инспекции ФНС России по г. Ижевска Удмуртской Республики и имеет в собственности объекты недвижимости.
При этом права на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО на праве собственности, обществом не оформлены.
С момента возникновения права собственности на объекты недвижимости (29.01.2007 г.), ООО предпринимает меры по заключению договора аренды земельного участка. Однако в связи с необходимостью проведения землеустроительных работ и межевания указанного земельного участка сроки заключения договора аренды носят неопределенный характер. При этом планируется в ближайшее время совершить сделки по продаже данных объектов недвижимости, в связи с чем договор аренды вышеназванных земельных участков может и не быть заключен ООО вовсе.
В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. При этом арендная плата уплачивается на основании и в соответствии с заключенными договорами аренды. Поскольку договор аренды в отношении вышеназванного земельного участка отсутствует, ООО не уплачивает арендную плату.
Что касается земельного налога, то в силу ст. 15 НК РФ земельный налог отнесен к местным налогам. Решением городской думы г. Ижевска от 23 ноября 2005 г. N 24 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "город Ижевск" с 1 января 2006 г. на территории г. Ижевска введен земельный налог. Право собственности на объекты недвижимости оформлены после 1 января 2006 г., а именно: 29.01.2007 г.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 2 ст. 388 НК РФ, не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
В связи с тем, что фактические землепользователи, каковым является ООО, не включены Налоговым кодексом РФ ни в состав налогоплательщиков, ни в число лиц, не являющихся налогоплательщиками земельного налога, просим разъяснить обязанности ООО по внесению платы за землю (а именно за вышеназванный земельный участок), а также разъяснить обязанности ООО по уплате земельного налога в отношении вышеназванного земельного участка.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 14 июня 2007 г. N 224 о порядке уплаты земельного налога и сообщает, что согласно пункту 11.3 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 23 марта 2005 г. N 45н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения заявителей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. При этом необходимо учитывать следующее.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом налогоплательщиками земельного налога не признаются организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок, т.е. зарегистрированное в установленном порядке право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования.
Вместе с тем при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (статья 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае приобретения права собственности на здание, строение или сооружение на основании договора купли-продажи необходимо учитывать положения статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. При этом в случае продажи недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (пункт 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России разъясняет, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Организации, обладающие земельными участками на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды, плательщиками земельного налога не признаются. Основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок, т.е. зарегистрированное в установленном порядке право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования.
Следует иметь в виду, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае приобретения права собственности на здание, строение или сооружение на основании договора купли-продажи покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. При этом в случае продажи недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 июля 2007 г. N 03-05-06-02/71
Текст письма официально опубликован не был