Общие положения

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ
"О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

14, 23 июля 2008 г., 27 декабря 2009 г., 8 мая, 22 ноября, 28 декабря 2010 г., 20 марта, 21 апреля, 18, 19 июля 2011 г., 25 июня 2012 г., 2, 23 июля 2013 г., 4 ноября, 1, 31 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 1, 18 июля 2017 г.


Принят Государственной Думой 16 октября 2007 года

Одобрен Советом Федерации 26 октября 2007 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 ноября 2017 г. - Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

См. будущую редакцию

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее также - морские порты), устанавливает порядок строительства, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.

2. Особенности государственного управления, а также особенности осуществления экономической деятельности и правового положения субъектов такой деятельности в портовых особых экономических зонах устанавливаются законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

3. Под морскими портами в настоящем Федеральном законе понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона


Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением деятельности в морских портах

1. Законодательство о морских портах основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации.

2. Осуществление деятельности в морских портах регулируется настоящим Федеральным законом, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона


Статья 3. Обычаи морского порта

1. Обычаи морского порта представляют собой правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации свидетельствует обычаи морского порта.

ГАРАНТ:

См. Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой РФ обычаев морских портов в РФ, утвержденное постановлением Правления ТПП РФ от 24 декабря 2009 г. N 67-7

3. Обычаи морского порта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона


Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 ноября 2017 г. - Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

См. будущую редакцию

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) объекты инфраструктуры морского порта - портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения в морском порту государственного контроля (надзора);

2) внутренний рейд - водное пространство, специально выделенное на акватории морского порта и предназначенное для обслуживания судов и осуществления операций с грузами;

3) внешний рейд - водное пространство, специально выделенное на подходах к морскому порту и предназначенное для стоянки и обслуживания судов;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 ноября 2017 г. - Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

См. будущую редакцию

4) портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов;

5) причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами;

6) владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании;

7) морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров;

8) оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров;

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 1 ноября 2017 г. - Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

См. будущую редакцию

9) перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта;

10) технологическое накопление грузов - формирование партий грузов в ожидании подачи транспортных средств, осуществляемое при перевалке грузов;

11) пользователи услугами, оказание которых осуществляется в морском порту (далее - пользователи), - грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), судовладельцы, перевозчики, пассажиры либо иные физические или юридические лица;

12) услуги, оказание которых осуществляется в морском порту (далее - услуги в морском порту), - услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту и на подходах к нему в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ пункт 13 признан утратившим силу с 1 ноября 2017 г.

13) территория морского порта - земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки;

14) утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 14 статьи 4

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ пункт 15 признан утратившим силу с 1 ноября 2017 г.

15) акватория морского порта - водное пространство в границах морского порта;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 225-ФЗ пункт 16 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

16) подходы к морскому порту - внешние рейды и участки морских путей установленной ширины, примыкающие к акватории морского порта, но не выходящие за пределы территориального моря Российской Федерации, где суда должны следовать с использованием системы управления движением судов и (или) лоцманской проводки и (или) должны соблюдать установленные обязательными постановлениями в морском порту меры обеспечения безопасности мореплавания для захода судов в морской порт, выхода судов из морского порта.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона


Информация об изменениях:

Статья 5 изменена с 1 ноября 2017 г. - Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

См. будущую редакцию

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 225-ФЗ в наименование статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст наименования в предыдущей редакции

Статья 5. Границы морского порта и подходы к морскому порту

1. Границами морского порта являются границы его территории и акватории.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в часть 2 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации.

3. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 3 статьи 5


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 225-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 4, вступающей в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Подходы к морскому порту устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона


Актуальный текст документа