Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 января 2008 г. N 03-04-06-01/17
Вопрос: В российской компании работают несколько граждан Украины, являющихся резидентами Украины. Согласно ст. 15 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 8 февраля 1995 года "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов", заработная плата указанных граждан не должна облагаться никаким налогом на территории России в течение 183 календарных дней их пребывания на территории России, а по истечении этого срока заработная плата должна облагаться по ставке 13%, как для резидентов. Однако на практике встречаются неоднозначные толкования (в том числе и государственных служащих налоговых органов) указанной нормы, вплоть до того, что с заработных плат граждан Украины, работающих по трудовому договору в России и пребывающих на территории России до 183 дней, вычитаются платежи, что является явным противоречием норм указанного международного договора Российской Федерации.
Кроме того, не совсем ясен вопрос о налогообложении гражданина Украины, резидента Украины, являющегося руководителем российского юридического лица. Согласно ст. 16 указанного Соглашения об избежании двойного налогообложения, "выплаты, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства в качестве члена совета директоров или аналогичного органа предприятия, которое является резидентом другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве". Не совсем ясно, означает ли это, что генеральный директор российского ООО подпадает под действие этой статьи и обязаны ли эти выплаты облагаться налогом, ведь никакого специального нормативного акта, обязывающего руководителя компании, гражданина Украины, не являющегося резидентом России, осуществлять платежи по заработной плате в России, не удалось найти.
Также прошу пояснить: в случае, если заработная плата граждан Украины, являющихся резидентами Украины, не облагается на территории России, существует ли специальный порядок ее налогообложения на территории Украины?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО от 13.11.2007 N 1778 по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц выплат, производимых сотрудникам организации - иностранным гражданам, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Пунктом 2 статьи 207 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-Ф3, вступившей в силу с 1 января 2007 года) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
До момента, пока время нахождения работника на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, он не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации, и его вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30%.
Если на дату получения дохода работник будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, то его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 13%.
Пунктом 2 статьи 15 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов (далее - Соглашение) предусмотрено, что вознаграждение, получаемое резидентом Договаривающегося Государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве, облагается налогом только в первом упомянутом Государстве, если:
а) получатель осуществляет работу в другом Договаривающемся Государстве в течение периода или периодов, не превышающих в общей сложности 183 календарных дней в течение календарного года; и
б) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является резидентом другого Государства; и
в) расходы по выплате вознаграждений не несут постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом Государстве.
Таким образом, указанными положениями пункта 2 статьи 15 Соглашения предусмотрено, что вознаграждение, получаемое резидентом Договаривающегося Государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве, облагается налогом только в первом упомянутом Государстве только в случае соблюдения одновременно всех условий, установленных данным подпунктом.
Поскольку в рассматриваемом случае заработная плата работникам - резидентам Украины выплачивается организацией, являющейся резидентом Российской Федерации, указанное вознаграждение не отвечает условию, предусмотренному подпунктом б пункта 2 статьи 15 Соглашения. На этом основании вознаграждение, выплачиваемое российской организацией работникам - резидентам Украины подлежит налогообложению в Российской Федерации.
Аналогичным образом рассматривается вопрос о налогообложении доходов в виде заработной платы, получаемой руководителем организации.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфином России даны разъяснения по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) выплат, производимых сотрудникам организации - иностранным гражданам.
С 1 января 2007 года налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. До момента, пока он не будет являться налоговым резидентом РФ, его вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории РФ подлежит налогообложению НДФЛ по ставке 30%. Если на дату получения дохода работник будет признан налоговым резидентом РФ, то его доходы от источников в РФ подлежат налогообложению по ставке 13%.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 января 2008 г. N 03-04-06-01/17
Текст письма официально опубликован не был