Письмо Минфина РФ от 7 февраля 2008 г. N 03-05-04-04/01 Об определении категории транспортного средства в целях исчисления транспортного налога

Письмо Минфина РФ от 7 февраля 2008 г. N 03-05-04-04/01

 

Вопрос: Банк просит дать разъяснения по вопросам исчисления транспортного налога.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 361 главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) одним из критериев, определяющих выбор налоговой ставки по транспортному налогу и, соответственно, правильность исчисления суммы налога, является категория транспортного средства, являющегося объектом налогообложения транспортным налогом.

Понятия категорий транспортных средств, предусмотренных главой 28 "Транспортный налог", Кодексом не определены, и отсутствует ссылка на документ, которым необходимо руководствоваться при отнесении транспорта к той или иной категории.

Просим разъяснить, какими документами следует руководствоваться банку при отнесении транспортных средств к той или иной категории, предусмотренной указанной главой Кодекса, в следующих ситуациях:

1) в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" ПТС указана категория "В", к которой согласно сравнительной таблице категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении, приведенной в приложении N 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение), относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), классифицируемые по категории M1 в соответствии с классификацией, установленной КВТ ЕЭК ООН, так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, классифицируемые по категории N 1, а в строке 3 "Наименование (тип ТС)" данные о типе транспортного средства, характеризуемом его конструкторскими особенностями и назначением, либо отсутствуют, либо отличны от наименований "автомобиль легковой" или "автомобиль грузовой" (исходя из практики, в данной строке ПТС может быть указано: "грузопассажирский", "специализированный бронированный", "специальное пассажирское транспортное средство" и др.);

2) категория транспортного средства, указанная в строке 4 ПТС, не соответствует категории, указанной в Одобрении типа транспортного средства, что обусловлено его конструктивными особенностями и практическим назначением.

3) данные о категории транспортного средства, указанные в ПТС, не соответствуют данным о категории транспортного средства, указанным в свидетельстве о регистрации транспортного средства (аналогичные ситуации имеют место и при отражении данных о мощности двигателя транспортного средства).

2. Согласно таблице с обозначением кодов видов транспортных средств, подлежащих отражению в налоговой декларации по транспортному налогу (приложение N 1 к Порядку заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденному приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н), к коду 520 01 относятся автомобили грузовые (кроме включенных по коду 570 00 "Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу").

С учетом указанной кодировки просим разъяснить, какие грузовые автомобили, подлежащие регистрации в подразделениях ГИБДД, относятся к коду 570 00 "Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу" и правомерно ли применение в отношении них ставки налога, установленной главой 28 Кодекса в отношении категории транспортных средств "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".

3. Пунктом 52 Положения определено, что в разделе "Особые отметки" ПТС указываются сведения, предусмотренные данным Положением, либо иные сведения, содержащие основания для оформления и выдачи паспорта, которые заверяются подписями соответствующих должностных лиц и оттисками печатей.

В соответствии с пунктом 23 Положения при ошибочном заполнении реквизитов при выдаче паспорта необходимые изменения и дополнения вносятся в разделе "Особые отметки" паспорта только организациями и предпринимателями, являющимися изготовителями транспортных средств и (или) шасси транспортных средств, таможенными органами и подразделениями Госавтоинспекции. Каждое изменение (исправление) и дополнение должно быть заверено подписью должностного лица и оттиском печати организации (предпринимателя, органа, подразделения), выдавшей паспорт. Положения указанного пункта подтверждаются распоряжением Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 11.06.1998 N 01-14/629 "О порядке заверения изменений, вносимых в ПТС".

В связи с изложенным просим разъяснить, вправе ли Банк России при исчислении транспортного налога руководствоваться уточненными данными о типе, мощности двигателя, категории транспортного средства, внесенными в графу "Особые отметки" ПТС, в случае, если указанные уточнения не связаны с внесением изменений в конструкцию транспортного средства и произведены подразделениями ГИБДД в ПТС, выданные организациями-изготовителями или таможенными органами.

В случае правомерности использования указанных данных просим разъяснить, с какой даты (с момента регистрации транспортного средства или с момента внесения уточнений) транспортный налог следует исчислять исходя из уточненных данных, указанных в графе "Особые отметки" ПТС, и с какой даты следует использовать уточненные данные в случае, если дата внесения уточнений в графу "Особые отметки" ПТС не указана.

 

Ответ: Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело Ваше письмо от 15.01.2008 N 010-24-4/98 о порядке исчисления транспортного налога и сообщает.

1. В соответствии со статьей 357 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса.

Согласно положениям статьи 358 Кодекса в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

Предусмотренное главой 28 "Транспортный налог" Кодекса распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 (далее - Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.

Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII, и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.

В то же время при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующее.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что допуск автотранспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Согласно пункту 16 приказа МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.

Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (зарегистрирован в Минюсте России 29.07.2005 N 6842), в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится, согласно указанному Приказу, в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в Приложении 3 к данному Приказу).

Так, например, согласно приложению 3 к Положению к транспортным средствам категории В (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории "В" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

В третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства, согласно вышеназванному Положению, указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, - фургон, - цементовоз, - кран" и т.п.

Аналогично, в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и пунктом 2.2.2 раздела 2.2 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например, "1" - легковой автомобиль; "7" - фургоны; "9" - специальные.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 2.2.2 раздела 2.2" следует читать "пунктом 26"

Учитывая изложенное, считаем, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.

2. В случае отсутствия в паспорте транспортного средства сведений о типе транспортного средства или разногласий с налоговыми органами налогоплательщики вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств".

При этом если в Паспорт транспортного средства вносятся изменения уточняющего характера, то, по нашему мнению, эти изменения должны применяться для целей налогообложения с даты государственной регистрации транспортного средства. Если же изменения в Паспорт транспортного средства вносятся в связи с конструктивными изменениями транспортного средства, изменяющие его технические характеристики (тип транспортного средства, категорию, мощность двигателя), то в этом случае данные изменения должны применяться с месяца внесения изменения в регистрационные документы.

3. Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

В подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД России подлежат регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (Правила регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения утверждены Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59).

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России от 16.01.95 N # (зарегистрирован в Минюсте России 27.01.95, N 785). Пунктом 1.1. этих Правил установлено, что государственной регистрации, учету подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Таким образом, Государственная автомобильная инспекция МВД России не осуществляет государственную регистрацию транспортных средств, относящихся к категории "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".

В этой связи обращаем внимание, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в мотивировочной части постановления от 18.09.2007 N 5336/07 также указал на то, что "если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является другим самоходным транспортным средством, поименованным в пункте 1 статьи 361 Кодекса".

 

 

С.Д. Шаталов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разъяснен порядок исчисления транспортного налога.

В частности, указано, что объектом налогообложения транспортным налогом являются легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. Категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства (ПТС) на основании Одобрения типа транспортного средства.

В случае отсутствия в ПТС сведений о типе транспортного средства или разногласий с налоговыми органами налогоплательщики вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств. Если в ПТС вносятся изменения уточняющего характера, то, по мнению Минфина России, эти изменения должны применяться для целей налогообложения с даты государственной регистрации транспортного средства. Если же изменения вносятся в связи с конструктивными изменениями транспортного средства, изменяющими его технические характеристики (тип транспортного средства, категорию, мощность двигателя), то данные изменения должны применяться с месяца внесения изменений в регистрационные документы.

Обращается внимание, что в подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД России регистрируются лишь автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Таким образом, Государственная автомобильная инспекция МВД России не осуществляет государственную регистрацию транспортных средств, относящихся к категории "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". Следовательно, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является другим самоходным транспортным средством.


Письмо Минфина РФ от 7 февраля 2008 г. N 03-05-04-04/01


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 11 марта 2008 г. N 10, в региональном выпуске "Финансовой газеты" от 20 марта 2008 г. N 12