Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 18 февраля 2008 г. N 03-05-05-02/07
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.
В связи с тем, что из рассматриваемого обращения не ясно, кому, когда и на каких условиях предоставлены земельные участки, указанные в обращении, дать обоснованный ответ на поставленный в нем вопрос не представляется возможным.
Одновременно отмечаем, что в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок.
Также следует иметь в виду, что на основании пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
При этом обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Таким образом, если на основании актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, изданных до вступления в силу Федерального закона 122-ФЗ, земельные участки были переданы в постоянное (бессрочное) пользование, то в отношении этих земельных участков должен уплачиваться земельный налог.
Кроме того, сообщаем, что обязанность по исчислению и уплате арендной платы за земельный участок возникает с даты, установленной договором аренды, а в случае, если в договоре не указана такая дата, то с момента государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ, но не ранее даты государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно разъяснениям, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок. В случае отсутствия в ЕГРП информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Если на основании указанных актов, земельные участки были переданы в постоянное (бессрочное) пользование, то в отношении этих земельных участков должен уплачиваться земельный налог.
Также указывается, что обязанность по исчислению и уплате арендной платы за земельный участок возникает с даты, установленной договором аренды, а в случае, если в договоре не указана такая дата, то с момента государственной регистрации в указанным ФЗ, но не ранее даты государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 февраля 2008 г. N 03-05-05-02/07
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 18 марта 2008 г. N 11