Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 2 апреля 2008 г. N 03-03-06/1/224
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью занимается реализацией продукции в различные торговые сети.
Для работы с сетями необходимо выплачивать различные премии, бонусы, оплачивать услуги. Часто возникают разногласия с покупателями по поводу применения премий, бонусов, услуг, а, в частности, применения формулировок:
- премия за эффективную организацию логистических процессов: выгрузка, операционная обработка, отгрузка товара через РЦ покупателя;
- премия за достигнутый объем закупок;
- ретроспективная премия за определенный период;
- за факт заключения с продавцом договора поставки;
- за поставку товара во вновь открывшиеся магазины торговой сети;
- за включение товарных позиций в ассортимент магазинов;
- акционная скидка;
- логистическая премия;
- фиксированная скидка;
- за открытие нового магазина;
- фиксированный ретро-бонус;
- прогрессивный ретро-бонус;
- бонус за обновление комплекса;
- бонус за распродажу выведенного из ассортимента товара;
- маркетинговый бюджет;
- бонус за покупку всего ассортиментного ряда товара.
Оплата оказанных услуг:
- за размещение товаров в прикассовой зоне в магазине покупателя;
- услуги по стеллажно/прилавочному сервису;
- по прогнозированию объема продаж;
- за размещение товаров на полках магазинов;
- услуги за продвижение марки или упаковки;
- услуги по демонстрации товара в магазинах покупателя на паллетах, торцевых стеллажах с товаром;
- ежедневное поддержание представленности (наличие) товаров в Сети;
- за каждый новый магазин;
- размещение дополнительного оборудования для выкладки;
- услуги по проведению акций в магазинах покупателя;
- за размещение рекламы товара в средствах массовой информации (СМИ) и распространению СМИ в местах проведения акций;
- услуги по выявлению скрытых недостатков;
- логистические услуги по операционной обработке, отгрузке товара через рц покупателя с последующей доставкой товара в магазины покупателя;
- услуги по предоставлению права доступа в магазины покупателя мерчендайзеров поставщика для осуществления контроля за выкладкой товара в магазинах покупателя;
- услуги по предоставлению сервиса электронного подтверждения заказов;
Просим разъяснить, какие из вышеуказанных премий и услуг мы можем правомерно использовать в работе c вышеуказанными торговыми сетями, а также возможность применения указанных премий и услуг в целях налогообложения прибыли и применения налога на добавленную стоимость.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов на выплату премий и оплату оказанных услуг и сообщает следующее.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При этом статьей 252 НК РФ предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой в рамках договора розничной купли-продажи.
Оплата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. В общем случае указанные операции осуществляются в рамках деятельности покупателя (магазина) по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика-продавца. Соответственно, затраты поставщика-продавца по оплате действий покупателя - организации розничной торговли в рамках договора розничной купли-продажи не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.
При этом могут иметь место случаи, когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином) соглашение определяет целенаправленное выполнение организацией розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца. Данное соглашение может быть заключено как в виде отдельного договора на выполнение услуг, так и являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов договоров (в том числе и договора поставки).
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если у организации-заказчика (поставщика-продавца) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя - организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым поставщиком-продавцом, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.
Таким образом, при надлежащем документальном подтверждении указанные расходы как расходы на рекламу, по нашему мнению, могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного пункту 4 статьи 264# НК РФ.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов на выплату премий и оплату оказанных услуг, способствующих реализации товаров (размещение товаров на полках магазинов, проведение акций, демонстрация товаров и т.п.), сообщается следующее.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация может уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. К таким расходам, в частности, могут быть отнесены расходы на услуги по рекламе.
По мнению Минфина России, в случае, если оказанные услуги способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым поставщиком-продавцом, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе. Соответственно, расходы на оплату таких услуг могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 апреля 2008 г. N 03-03-06/1/224
Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь", апрель 2008 г., N 15