Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 мая 2008 г. N 03-05-05-01/33 О налогообложении налогом на прибыль доходов, полученных от сдачи в аренду имущества, составляющего муниципальную казну, а также об учете и налогообложении данного имущества налогом на имущество организаций

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 15 мая 2008 г. N 03-05-05-01/33

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ННО от 14.02.2008 N 1402/08 о налоге на прибыль от сдачи имущества, составляющего муниципальную казну, а также его учете и налогообложении налогом на имущество организаций и сообщает.

1. Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 данной статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, которые в соответствии с указанным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с Федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений указанного Федерального закона в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" применительно к учреждениям.

Бюджетным учреждением признается организация, отвечающая требованиям статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс). При этом ведение муниципальным учреждением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (включая сдачу имущества в аренду) не связано с выполнением муниципальным образованием в лице муниципального учреждения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии с положениями статьи 246 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются российские организации.

Бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса.

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены статьей 321.1 Налогового кодекса. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы бюджетных учреждений, в том числе средства целевого финансирования и целевые поступления, определены статьей 251 Налогового кодекса, их перечень является исчерпывающим. Средствами целевого финансирования признаны, в том числе, средства, выделяемые бюджетному учреждению из бюджета по смете доходов и расходов бюджетного учреждения (бюджетной смете).

Согласно статье 41 Бюджетного кодекса доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В пункте 3 данной статьи предусмотрено, что неналоговыми доходами бюджета являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

При этом согласно положениям статьи 42 Бюджетного кодекса доходами от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, признаются доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Учитывая вышеизложенное, полученные муниципальными учреждениями - администрациями муниципальных образований доходы от сдачи имущества в аренду являются доходами, учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса.

Обращаем особое внимание, что при решении вопроса о налогообложении налогом на прибыль доходов, полученных от сдачи имущества в аренду, следует определить, являются ли они доходами администрации муниципального образования - бюджетного учреждения или эти доходы являются доходами муниципального образования.

Если доходы получены от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и закрепленного за муниципальным учреждением - администрацией города на праве оперативного управления, то они являются доходами администрации муниципального образования - бюджетного учреждения и, следовательно, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций у бюджетного учреждения в общеустановленном порядке.

Если доходы получены от сдачи в аренду имущества муниципальной казны, т.е. муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, то такие доходы являются доходами муниципального образования и, следовательно, объекта налогообложения налогом на прибыль организаций не возникает. Право муниципальной собственности регламентируется статьей 215 Гражданского кодекса.

2. Основы бухгалтерского учета в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), основной целью которого является обеспечение единообразного подхода к ведению учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых всеми экономическими субъектами, в том числе в секторе государственного управления.

Полномочия по обеспечению общего методологического руководства бухгалтерским учетом в Российской Федерации закреплены пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ и абзацем 31 статьи 165 Бюджетного кодекса за Министерством финансов Российской Федерации.

В связи с необходимостью формирования единой государственной учетной политики в секторе государственного управления Российской Федерации, а также в рамках реализации статьи 165# Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ, статьей 165 Бюджетного кодекса на Министерство финансов Российской Федерации дополнительно возложено полномочие устанавливать единую методологию бюджетного учета, осуществляемого участниками бюджетного процесса в пределах закрепленных за ними соответствующих полномочий. Полномочия Минфина России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности закреплены Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329.

Указанное положение закреплено пунктом 1 части I Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 10.02.06 г. N 25н (далее - Инструкция по бюджетному учету) , являющейся в соответствии со статьей 264.1 Бюджетного кодекса стандартом бюджетного учета, определяющим особенности ведения бухгалтерского учета в конкретной сфере отношений экономических субъектов. Термин бюджетный учет применяется для определения бухгалтерского учета, осуществляемого участниками бюджетного процесса в соответствии с единой учетной государственной политикой сектора государственного управления.

Также статьей 264.1 Бюджетного кодекса определена обязанность отражения в бюджетном учете и в бюджетной отчетности информации в денежном выражении о состоянии всей совокупности активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (в том числе нефинансовых активов независимо от их вовлечения участниками бюджетного процесса в хозяйственный оборот).

Пункт 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса устанавливает к информации, раскрываемой в Балансе исполнения бюджета, требования, предусматривающие обязательное включение в состав его показателей информации о составе всей совокупности нефинансовых активов, принадлежащих публично-правовому образованию, как находящихся в оперативном управлении, так и учитываемых в казне.

Отметим, что отсутствие бюджетного учета имущества государственной (муниципальной) казны приводило к искажению бюджетной отчетности части стоимости активов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, а также исключало возможность контроля и оценки эффективности использования имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну (в том числе при передаче его в аренду, в доверительное управление).

От имени муниципального образования (собственника муниципального имущества) осуществление полномочий по обеспечению бюджетного учета муниципальных активов осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований подлежит учету на балансе уполномоченного органа (бюджетной организации) на счете бухгалтерского учета 010100000 "Основные средства".

Положение, предусматривающее необходимость осуществлять бюджетный учет имущественных объектов казны соответствующего бюджета (публично-правового образования), установленное Министерством финансов Российской Федерации Инструкцией по бюджетному учету, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса установлено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной (муниципальной) казны (т.е. основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями) признается балансодержатель данного имущества, то есть государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Директор Департамента

И.В. Трунин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Даны разъяснения по вопросу уплаты муниципальным учреждением налога на прибыль организаций при сдаче в аренду имущества, составляющего муниципальную казну, а также по вопросу налогообложения этого имущества налогом на имущество организаций.

Бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, признаются плательщиками налога на прибыль. Доходы муниципальных учреждений от сдачи имущества в аренду включаются в налоговую базу по налогу на прибыль.

При этом доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, закрепленного за муниципальным учреждением на праве оперативного управления, являются доходами бюджетного учреждения и, следовательно, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль у этого учреждения. Если же доходы получены от сдачи в аренду имущества муниципальной казны, то они являются доходами муниципального образования. В этом случае объекта налогообложения налогом на прибыль не возникает.

Имущество казны РФ, субъектов РФ, муниципальных образований учитывается на балансе уполномоченного органа (бюджетной организации) на счете 010100000 "Основные средства".

Для российских организаций объектом налогообложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации как объекты основных средств.

Таким образом, плательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной (муниципальной) казны признается балансодержатель этого имущества - государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 мая 2008 г. N 03-05-05-01/33


Текст письма официально опубликован не был