Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 26 мая 2008 г. N 03-03-06/1/330
См. комментарий к настоящему письму
Вопрос: Организация является клиентом по нескольким договорам на абонентское обслуживание (договор на оказание консультационных или аудиторских услуг, договор на обслуживание программных продуктов, договор по обслуживанию телефонных номеров и т.д.).
Можно ли включать в расходы сумму абонентской платы за те периоды, когда услуги фактически не предоставлялись: организация не обращалась к консультантам и аудиторам, программный продукт еще не установлен, телефонные разговоры не велись? Ведь по договору организация обязана вносить абонентскую плату за все периоды, даже за те, когда услуги не получала. В противном случае исполнитель откажется от договора. Тогда организации придется нести материальные и временные затраты, связанные с заключением договора с другим исполнителем. Не значит ли это, что начисленную абонентскую плату за периоды, когда услуги фактически не предоставлялись, можно считать экономически оправданным расходом?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 21.11.2007 N 232 по вопросу учета расходов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
Организация по договорам осуществляет расходы на обслуживание программных продуктов и телефонных номеров, а также расходы на приобретение консультационных и аудиторских услуг. Вышеуказанные обслуживание и услуги используются организацией по мере необходимости в течение срока действия договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
По нашему мнению, расходы по договорам на обслуживание программных продуктов и телефонных номеров, а также расходы на приобретение консультационных и аудиторских услуг, используемых организацией по мере необходимости в течение срока действия договоров, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.
Одновременно сообщаем, что вышеуказанные расходы учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном НК РФ для конкретных видов расходов.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация по договорам может нести расходы на обслуживание программных продуктов и телефонных номеров, а также расходы на приобретение консультационных и аудиторских услуг. При этом такое обслуживание и услуги используются организацией по мере необходимости в течение срока действия договоров.
Минфин России полагает, что затраты по предоставлению указанных услуг могут включаться в расходы в целях налогообложения прибыли.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 мая 2008 г. N 03-03-06/1/330
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 17 июня 2008 г. N 23, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 24 июня 2008 г. N 12