Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 7 июля 2008 г. N 03-02-07/1-249
Вопрос: 1. С какого момента вступает в силу решение налогового органа о приостановлении (возобновлении) выездной налоговой проверки и как исчислять общий срок выездной налоговой проверки, в случае если решение о приостановлении (возобновлении) не вручено налогоплательщику?
2. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 25 июля 2007 г. N 03-02-07/1-346 налоговые органы должны обеспечить в установленном порядке участие налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (лично и (или) через его представителя), в процессе рассмотрения материалов проверки, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Означает ли это, что рассмотрение материалов по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля должно осуществляться в порядке установленном ст. 100, 100.1, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, лицо в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям, а также то, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо от 27 ноября 2007 г. N 4 по вопросу о проведении выездной налоговой проверки и сообщается следующее.
1. В соответствии с пунктом 9 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Приостановление и возобновление проводимой выездной налоговой проверки оформляется соответствующим решением налогового органа.
Выездная налоговая проверка приостанавливается с даты, указанной в решении налогового органа, форма которого утверждена приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. N ММ-3-06/106@ (зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2007 г. N 9259).
Кроме того, в решении о приостановлении выездной налоговой проверки указывается также фамилия, имя, отчество руководителя организации (уполномоченного представителя организации), который ознакомлен с решением о приостановлении проводимой выездной налоговой проверки.
Решение о возобновлении выездной налоговой проверки также должно доводиться до проверяемой организации. В таком решении указывается дата, с которой возобновляется проводимая выездная налоговая проверка.
2. В соответствии с подпунктами 6, 7 и 15 пункта 1 статьи 21 и пункта 2 статьи 101 Кодекса налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Кодексом, лично и (или) через своего представителя. Налогоплательщики вправе представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (пункт 2 статьи 101 Кодекса).
Дела о выявленных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке, установленном статьей 101.4 Кодекса, предусматривающей участие лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, в процессе рассмотрения материалов этой проверки.
В соответствии с подпунктами 10 и 12 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, а также обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном главой 19 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приостановление и возобновление проводимой выездной налоговой проверки оформляется соответствующим решением налогового органа, в котором указывается дата, с которой проверка приостанавливается (возобновляется). Указанное решение должно доводится до сведения налогоплательщика.
Если налогоплательщик извещен надлежащим образом, его неявка не препятствует рассмотрению материалов проверки, за исключением случаев, когда такое участие признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Также Минфин России обращает внимание на предусмотренное НК РФ право налогоплательщика обжаловать акты налоговых органов, их действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 июля 2008 г. N 03-02-07/1-249
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 19 августа 2008 г. N 30