Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 ноября 2008 г. N 03-02-07/1-471
Вопрос: 1. Правомерно ли проведение мероприятий в рамках проверки за истечением установленного статьей 88 НК РФ трехмесячного срока камеральной проверки? В том числе вправе ли налоговый орган запрашивать пояснения в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ либо истребовать документы в порядке ст. 93 НК РФ спустя значительное время (например, полгода или год) после предоставления налоговой декларации и обязан ли налогоплательщик предоставлять пояснения и документы по запросам, полученным по истечении установленных для проведения камеральной проверки трех месяцев?
2. Согласно п. 4 ст. 93 НК РФ в случае отказа в предоставлении или непредставления затребуемых документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса. Является ли осуществление выемки документов в данном случае обязанностью налогового органа?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики с участием ФНС России рассмотрено письмо от 15.09.2008 N 831 по вопросам о порядке истребования (выемки) налоговым органом у налогоплательщика документов в соответствии со статьями 88, 93 и 94 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщается следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
Пунктом 2 статьи 88 Кодекса установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Поскольку Кодексом не предусмотрено продление камеральной налоговой проверки, максимальный срок ее проведения установлен в три месяца со дня представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и других вышеуказанных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Кодекса истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы вправе должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку.
Документы, которые могут быть истребованы в ходе камеральной налоговой проверки, указаны в статье 88 Кодекса. Кодексом не предусмотрено направление в адрес налогоплательщика требования о представлении документов, необходимых для проведения указанной проверки, после истечения срока ее проведения.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 31 и пункта 8 статьи 94 Кодекса налоговые органы вправе производить выемку документов у налогоплательщиков при проведении налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля в случаях, когда недостаточно копий документов и у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
Выемка документов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (пункт 1 статьи 94 Кодекса).
В силу подпунктов 6 и 7 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговые органы вправе проводить в отношении налогоплательщиков камеральные налоговые проверки. Максимальный срок проведения камеральной проверки - 3 месяца со дня представления налоговой декларации и прилагаемых к ней документов. После истечения указанного срока налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика представить документы для проведения проверки.
Когда недостаточно копий необходимых документов и налоговые органы считают, что подлинники документов могут быть уничтожены или сокрыты, они вправе произвести выемку документов в рамках выездной налоговой проверки и других мероприятий налогового контроля. Документы изымаются на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, проводящего выездную проверку.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 ноября 2008 г. N 03-02-07/1-471
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 9 декабря 2008 г. N 46