Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 11 января 2009 г. N 03-05-04-01/4
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ФНС России от 03.12.2008 N 3-3-05/582 о налогообложении жилых домов, построенных за счет бюджетных средств для переселения реабилитированных народов, и сообщает.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Права казенного предприятия, созданного на базе государственного или муниципального имущества, на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 297 ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (статья 115 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием, основным на праве оперативного управления, признается казенное предприятие.
Казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
Статьей 299 ГК РФ установлено, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
На основании статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, а также иные права.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом налогообложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со статьей 375 Налогового кодекса учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
При формировании учетной политики в отношении отражения в бухгалтерском учете имущества, учитываемого на балансе организации в качестве объектов основных средств, необходимо исходить из допущения имущественной обособленности, предусмотренной статьей 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении условий, установленных пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
В соответствии с пунктами 21, 22, 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 13.10.2003 N 91н, имущество, полученное государственным унитарным предприятием (казенным предприятием) в оперативное управление, учитывается на его балансе.
С учетом изложенного, Департамент считает, что если в отношении построенных за счет средств целевого финансирования (федерального и регионального бюджетов) и принятых в установленном порядке в эксплуатацию жилых домов для переселения реабилитированных народов, право государственной собственности и (или) право оперативного управления не оформлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке, то основания для постановки на баланс (в состав основных средств) государственного унитарного предприятия (казенного предприятия) данных объектов недвижимого имущества, отсутствуют. Следовательно, в данном случае, жилые дома для переселения реабилитированных народов не могут рассматриваться в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налогом на имущество организаций облагается имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Государственное имущество может быть закреплено на праве оперативного управления за казенным предприятием. Полученное имущество учитывается на балансе казенного предприятия. Если в отношении построенных за счет бюджетных средств жилых домов для переселения реабилитированных народов право государственной собственности и (или) право оперативного управления не оформлено, то оснований для постановки указанных домов на баланс казенного предприятия нет. Такие жилые дома не могут рассматриваться в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 января 2009 г. N 03-05-04-01/4
Текст письма официально опубликован не был