Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 марта 2009 г. N 03-02-08-22 О полномочиях Минфина России по представлению разъяснений по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 27 марта 2009 г. N 03-02-08-22


В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 16.02.2009 N П13-4906 в Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено Ваше обращение от 31.07.2008 по вопросу об упорядочении полномочий Минфина России по представлению разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщается следующее.

Согласно пункту 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункту 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324, Минфин России, являющийся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329"


Наряду с этим Минфин России на основании пункта 1 статьи 34.2 Кодекса дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Письма Минфина России, изданные в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Кодекса, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке, обязательной правовой экспертизе в Минюсте России и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.

Таким образом, указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

В соответствии с пунктом 8 статьи 75 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции является основанием для неначисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась у указанного лица в результате выполнения такого письменного разъяснения, а также признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Такие положения не применяются в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Кроме того, сообщается, что дела об оспаривании ненормативных правовых актов и действий органов государственной власти Российской Федерации или их должностных лиц рассматриваются и разрешаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.


Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин


Указано, что налоговые разъяснения Минфина не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке, обязательной правовой экспертизе и регистрации в Минюсте России. Они носят информационно-разъяснительный характер и выражают позицию Министерства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, данные финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции являются основанием для неначисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения такого письменного разъяснения, а также признаются обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Однако, если письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом), то начисление пеней и признание вины являются правомерным.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 марта 2009 г. N 03-02-08-22


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение