Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 июля 2009 г. N 03-02-07/1-333 О зачете суммы налога, излишне уплаченной юридическим лицом до реорганизации, в счет предстоящих платежей его правопреемника

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 1 июля 2009 г. N 03-02-07/1-333


Вопрос: ОАО (далее - Общество) обращается с просьбой дать разъяснение относительно порядка применения норм п.п. 9 и 10 ст. 50 НК РФ.

При присоединении одного юридического лица к другому правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. Сумма налога, излишне уплаченная юридическим лицом до реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником обязанности по уплате налога реорганизованного юридического лица по другим налогам, пеням и штрафам за налоговое правонарушение (п.п. 9 и 10 ст. 50 НК РФ).

При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником заявления в порядке, установленном гл. 12 НК РФ.

Общество полагает, что при прочтении данной нормы следует учитывать позицию ВАС, изложенную в постановлении от 29.06.2004 N 2046/04, согласно которому зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее. Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней. Следовательно, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.

Учитывая изложенное, полагаем, что суммы налога, излишне уплаченные юридическим лицом до преобразования, могут быть зачтены налоговым органом в счет исполнения правопреемником обязанности по уплате налога в тот же бюджет. Данная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции ФАС Северо-Кавказского округа N А53-17422/2006-С5-14 от 08.08.2007.

На основании вышеизложенного просим подтвердить возможность осуществления зачета излишне уплаченного налога реорганизованным юридическим лицом в счет будущих платежей его правопреемника.


Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо от 30.04.2009 N 5-СЕО по вопросу о возможности проведения зачета излишне уплаченного налога реорганизованным юридическим лицом в счет предстоящих платежей его правопреемника и сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него данной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.

Согласно пункту 10 статьи 50 Кодекса сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.

При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном главой 12 Кодекса.

Вместе с тем рассматриваемые положения статьи 50 Кодекса не содержат запрета на проведение налоговым органом зачета излишне уплаченного налога реорганизованным юридическим лицом в счет предстоящих платежей его правопреемника.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 29.06.2004 N 2046/04, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.

С учетом изложенного и исходя из судебной практики полагаем, что сумма налога, излишне уплаченная юридическим лицом до преобразования, может быть зачтена налоговым органом в счет предстоящих платежей его правопреемника.


Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин


Согласно НК РФ сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная (взысканная) до реорганизации юрлица, подлежит зачету в счет погашения недоимки этого юрлица по иным налогам (пеням, штрафам). При отсутствии недоимки излишняя сумма налога (пени, штрафа) возвращается правопреемнику реорганизованного юрлица.

При этом, по мнению Минфина, указанные положения НК РФ не запрещают производить зачет излишне уплаченного (взысканного) налога (пени, штрафа) реорганизованного юрлица в счет предстоящих платежей его правопреемника.

Это объясняется тем, что зачет и возврат налоговых платежей схожи по своей правовой природе. Зачет фактически является формой (разновидностью) возврата. Он направлен на восстановление имущественного положения налогоплательщика.

Такой же позиции придерживается и ВАС РФ.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 июля 2009 г. N 03-02-07/1-333


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 21 июля 2009 г. N 26


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.