Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Федеральной налоговой службы от 11 июня 2009 г. N МН-22-6/469 "О предоставлении информации" (с изменениями и дополнениями)

Письмо Федеральной налоговой службы от 11 июня 2009 г. N МН-22-6/469
"О предоставлении информации"

С изменениями и дополнениями от:

26 марта 2010 г.

 

Федеральная налоговая служба в связи с участившимися запросами управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации о порядке предоставления сведений, содержащихся в государственных реестрах, органам государственной власти и органам прокуратуры по отдельным вопросам, сообщает следующее.

1. По вопросу предоставления органам государственной власти информации в целях проверки достоверности сведений о доходах и имуществе, предоставляемых гражданами при поступлении на государственную службу, об участии в создании коммерческих организаций, а также в органах этих организаций, государственных гражданских служащих.

Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 01.06.1998 N 641 "О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и должности федеральной государственной гражданской службы" основанием для организации проверки является полученная от правоохранительных, налоговых, судебных и иных государственных органов информация о несоблюдении лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или должность федеральной государственной гражданской службы, ограничений, установленных Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" или Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", либо о представлении им недостоверных или неполных сведений.

Кроме того, положениями пункта 6 статьи 8 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должностей государственной или муниципальной службы, а также служащего замещающего должности государственной или муниципальной службы, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

По состоянию на 11 июня 2009 года порядок направления запросов в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, Президентом Российской Федерации не определен.

Сведения о зарегистрированных правах физических лиц на недвижимое имущество, в том числе о земельных участках, а также о транспортных средствах поступают в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации от государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и регистрацию транспортных средств. Ввиду этого налоговые органы не являются первоисточником данной информации, а, следовательно, не могут в полной мере отвечать за степень ее актуальности и достоверности при предоставлении третьим лицам в целях указанной выше проверки.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 102 НК РФ любая полученная налоговыми органами информация представляет собой налоговую тайну.

В соответствии с пунктом 24 Правил ведения ЕГРЮЛ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила ведения ЕГРЮЛ) и пунктом 32 Правил ведения ЕГРИП, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 (далее - Правила ведения ЕГРИП), органы государственной власти, могут получать информацию об участии конкретных физических лиц в деятельности юридических лиц либо об их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей самостоятельно посредством установления доступа к федеральным базам данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Порядок получения доступа установлен приказом ФНС России от 21.10.2004 N САЭ-3-09/7@ (зарегистрирован в Минюсте России 17.11.2004 N 6123) (далее - Приказ N САЭ-3-09/7@).

2. По вопросу предоставления сведений об отнесении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства по запросам органов государственной власти и муниципального контроля в рамках исполнения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в постановлении от 22.07.2008 N 556 определило критерии отнесения фирм к субъектам малого и среднего бизнеса, установив предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 209-ФЗ следует читать как "24.07.2007"

 

микропредприятия - 60 млн. рублей;

малые предприятия - 400 млн. рублей;

средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Кроме того, учитывается и средняя численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

Как в законодательстве о государственной регистрации, так и в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует понятие "субъект малого или среднего предпринимательства" (согласно критериям, установленным Законом N 209-ФЗ). Кроме того, Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает рассмотрение указанных субъектов экономической деятельности в качестве отдельной категории налогоплательщиков. В целях реализации возложенных на ФНС России задач и функций, выделяются налогоплательщики, уплачивающие установленные налоги и сборы в общем порядке, а также налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы.

В этой связи в налоговых декларациях нет признака отнесения налогоплательщика к данной категории хозяйствующих субъектов, а в информационных ресурсах налоговых органов регионального и местного уровней информация в разрезе субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует.

В соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, в том числе и сведения об основных показателях его деятельности, таких как среднесписочная численность работников юридических лиц и данные о величине дохода, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению без его согласия.

Кроме того, Законом N 294-ФЗ на налоговые органы не возложена обязанность предоставлять указанные сведения по запросам органов государственного и муниципального контроля.

Необходимая информация (о выручке от продажи товаров, работ, услуг, численности работников) содержится в формах статистической отчетности, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.09.2008 N 235 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2009 год".

3. По вопросу предоставления сведений по обращениям органов прокуратуры на основании статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1).

Сведения и материалы, отнесенные законодательством Российской Федерации к конфиденциальной информации, предоставляются налоговыми органами органам прокуратуры при строгом соблюдении Федерального закона N 2202-1, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 (зарегистрирован в Минюсте России от 26.03.2003 N 4335). При получении от органов прокуратуры надлежаще оформленного запроса, содержащего ссылку на положение федерального закона, устанавливающее право на получение конфиденциальной информации, и соответствующее законодательству Российской Федерации обоснование (мотив, цель), связанную с исполнением определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию, налоговые органы обязаны исполнять полученные запросы от органов прокуратуры.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц налоговых органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

При получении от органов прокуратуры запросов о представлении информации в отношении определенной категории налогоплательщиков, не связанных непосредственно с проверкой или иным процессуальным действием органа прокуратуры, территориальный налоговый орган должен определить: в какой части запрашиваемая информация является конфиденциальной, имеется данная информация в налоговом органе в систематизированном виде (содержится в формах статистической отчетности, ранее формировалась по поручениям вышестоящего налогового органа или по другим основаниям), а также оценить объем запрашиваемой информации и при необходимости согласовать и уточнить показатели (их перечень), масштаб выборки, сроки представления информации или предложить свой формат сведений в целях актуализации процесса сбора и обработки информации и недопущения необоснованного отвлечения трудовых ресурсов, которое может дестабилизировать работу налогового органа.

При подготовке ответа на запросы органа прокуратуры в отношении конкретного налогоплательщика (определенной группы налогоплательщиков) налоговому органу в обязательном порядке следует руководствоваться статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой сведения, содержащиеся в материалах налоговых проверок, и иных документах, полученных налоговыми органами, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению. За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, статьей 183 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

В соответствии со статьями 9, 10 Федерального закона N 149-ФЗ установлены критерии ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов определен приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов" (зарегистрирован в Минюсте России 26.03.2003 N 4335) (далее - Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка, определенного на основании пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон N 149-ФЗ (статьи 6, 9, 16), содержит аналогичные содержавшимся в Федеральном законе от 20.02.1995 N 24-ФЗ права и обязанности обладателя информации.

В соответствии с пунктами 6, 7 Порядка основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).

Согласно пункту 11 Порядка запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям Порядка, исполнению не подлежат.

Таким образом, запрос органа прокуратуры должен содержать обоснование конкретной цели получения информации от налогового органа, определенной предметом надзора и полномочиями прокурора в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Учитывая изложенное, запросы органов прокуратуры об истребовании сведений и материалов, отнесенных законодательством Российской Федерации к конфиденциальной информации, не содержащие соответствующего законодательству Российской Федерации обоснования вообще или фактически без обоснования:

- для проведения некой неидентифицированной проверки (не по установлению нарушений определенных лиц и не в связи с поступившей в орган прокуратуры информацией о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором),

- для планирования и организации надзорной деятельности,

- для анализа состояния законности и иные производные запросы,

должны оставляться налоговыми органами без исполнения как несоответствующие Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Порядку доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденному приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96.

Кроме того, предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее -  Закон N 129-ФЗ), Правилами ведения ЕГРЮЛ и Правилами ведения ЕГРИП.

В соответствии со статьей 6 Закона N 129-ФЗ, регистрирующие (налоговые) органы обеспечивают предоставление на бумажном носителе содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений и документов о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.

Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены в электронном виде в порядке и сроки, которые установлены Приказом N САЭ-3-09/7@.

При этом пользователь, получающий сведения в Порядке предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, утвержденном вышеуказанным приказом ФНС России, имеет возможность сформировать информацию об участии определенного физического лица в создании (деятельности) юридических лиц, и регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.

Учитывая вышеизложенное, ФНС России в целях обеспечения осуществления органами прокуратуры возложенных на них функций предоставляет сведения о юридических лицах, содержащиеся в ЕГРЮЛ, и об индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в ЕГРИП, в электронном виде, а также, в случае необходимости, предоставить сведения о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе на бумажном носителе.

4. По запросам полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

В соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике за исключением разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия сведений об идентификационном номере налогоплательщика, сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения являются налоговой тайной.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Возможность представления налоговыми органами полномочным представителям Президента Российской Федерации по федеральным округам сведений, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к налоговой тайне, федеральными законами не предусмотрена.

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба не находит правовых оснований для предоставления полномочному представителю Президента Российской Федерации по федеральному округам сведений, составляющих налоговую тайну.

Кроме того, сведения, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, предоставляются органами полномочным представителям Президента Российской Федерации по федеральным округам в общем изложенным выше порядке.

Информация об изменениях:

Письмом ФНС России от 26 марта 2010 г. N МН-22-6/221@ пункт 5 настоящего письма изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

5. По вопросу предоставления взыскателям сведений о счетах должника.

В связи с обращением Федеральной налоговой службы о разъяснении вопроса, касающегося предоставления налоговыми органами взыскателям и судебным приставам-исполнителям имеющейся информации о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, и о номерах расчетных счетов с учетом требований статьи 102 налогового кодекса Российской Федерации и статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ Генеральной прокуратурой Российской Федерации высказана следующая позиция.

Вышеуказанные положения законодательства Российской Федерации необходимо рассматривать во взаимосвязи со статьями 12 и 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", а также статьями 64 и 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Согласно указанным нормам судебному приставу-исполнителю предоставлена возможность запрашивать и получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию.

Сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций с указанием расчетных счетов должника, по смыслу статьи 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве", могут быть запрошены как у банков и иных кредитных организаций, так и у налоговых органов.

Аналогичную информацию вправе запросить и взыскатель, которому согласно пункту 8 статьи 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставлено право обращения по вопросу исполнения требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, непосредственно в банк и иную кредитную организацию.

Хотя согласно части 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о наименовании банков и иных кредитных организаций с указанием расчётных счетов должника, запрашиваемые судебными приставами-исполнителями и взыскателями, отнесены к конфиденциальной информации, они должны им предоставляться с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2003 N 8-П. Суть ее в том, что судебный пристав-исполнитель вправе получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в размере и пределах, которые определены судом, и необходимы для исполнения исполнительного документа.

Учитывая вышеизложенную позицию Генеральной прокуратуры Российской Федерации, при обращении в налоговые органы взыскателя с запросом о получении информации о счетах должника с одновременным предъявлением подлинника или заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению взыскателю в течение семи дней со дня получения указанного запроса предоставляется информация о наименовании, основном государственном регистрационном номере (ОГРН) и месте нахождения банка, в котором открыты счета должника, а также о номерах этих счетов.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести разъяснения до подведомственных территориальных налоговых органов и обеспечить контроль за их выполнением.

 

 

Н.Е. Мельников

 

Разъяснено, что органы государственной власти могут узнать об участии граждан в деятельности организаций или об их регистрации в качестве предпринимателей самостоятельно, установив доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Налоговые органы не обязаны предоставлять сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну, по запросам органов государственного и муниципального контроля. Также нет оснований для выдачи налоговой тайны полномочному представителю Президента РФ по федеральному округу.

ФНС России для обеспечения реализации органами прокуратуры своих функций предоставляет им сведения об организациях и предпринимателях (из ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно) в электронном виде, а при необходимости - о конкретном юрлице или предпринимателе на бумажном носителе.

Взыскатель вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о получении информации в отношении должника. При этом необходима заверенная копия исполнительного листа (с неистекшим сроком предъявления к исполнению). В этом случае ему выдадут информацию о наименовании, ОГРН и местонахождении кредитных организаций с открытыми счетами должника.


Письмо Федеральной налоговой службы от 11 июня 2009 г. N МН-22-6/469 "О предоставлении информации"


Текст письма официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Письмо ФНС России от 26 марта 2010 г. N МН-22-6/221@