Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 августа 2009 г. N 03-03-06/1/545
Вопрос: ЗАО является арендатором части помещений в здании, принадлежащем на праве собственности арендодателю. Кроме ЗАО здание используется на правах аренды другими арендаторами (2 производственные компании). С каждым из трех арендаторов арендодатель заключил договоры об оказании различных видов услуг, в том числе услуг по организации питания работников арендаторов и услуг центра профилактики здоровья.
Просим дать разъяснение по следующим вопросам:
1. Организация питания работников осуществляется путем их обслуживания в столовой, находящейся на балансе арендодателя. Столовая расположена в том же здании, что и переданные в аренду помещения. Поскольку здание расположено вдали от жилых районов города, а вход в здание осуществляется по пропускам, столовая не работает в режиме открытого доступа.
Кроме непосредственно работников арендаторов и арендодателя в столовой также могут питаться гости арендаторов: представители контрагентов, представители контролирующих государственных органов в периоды проверок, водители транспортных компаний, осуществляющих перевозки грузов для арендаторов. Иным лицам доступ в столовую не предоставляется.
Затраты арендодателя на содержание столовой, включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи возмещаются в следующем порядке:
- частично за счет выручки от реализации продуктов питания работникам и гостям;
- остальная часть - путем компенсации арендаторами пропорционально доле каждого арендатора в общем количестве работников арендаторов и арендодателя.
Просим разъяснить, имеет ли право ЗАО учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, затраты на компенсацию арендодателю его расходов на содержание вышеуказанного объекта общественного питания (столовой) на основании пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ.
2. Центр профилактики здоровья является структурным подразделением арендодателя и расположен в том же здании, что и переданные в аренду помещения. Центр профилактики здоровья оказывает работникам всех арендаторов и работникам арендодателя медицинские услуги, являясь по существу здравпунктом, обслуживающим ограниченный круг лиц.
Затраты на содержание центра профилактики здоровья распределяются между арендодателем и арендаторами пропорционально численности работников этих компаний. Арендаторы оплачивают свою часть затрат на основании договора и счетов арендодателя.
Просим разъяснить, имеет ли право ЗАО учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, затраты на компенсацию арендодателю его расходов на содержание вышеуказанного центра профилактики здоровья (здравпункта).
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета затрат на компенсацию расходов арендодателя в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при исчислении налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно подпункту 48 пункта 1 статьи 264 НК РФ, относятся расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со статьей 275.1 НК РФ.
В соответствии со статьей 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
При этом предусмотренные статьей 275.1 НК РФ особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль применяются организациями, имеющими на балансе указанные выше объекты.
В связи с тем, что столовая, обслуживающая работников организации и гостей арендаторов помещений зданий, не находится у арендатора на правовых основаниях, затраты на содержание вышеуказанного объекта, по мнению Департамента, не могут быть приняты к учету в целях налогообложения прибыли.
Что касается центра профилактики здоровья (здравпункта), то, по нашему мнению, в отношении такого центра действует аналогичный порядок учета расходов в целях налогообложения прибыли. Таким образом затраты по его содержанию также не могут быть приняты к учету арендаторами.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно рассматриваемой в письме ситуации на балансе арендодателя числятся столовая и медпункт для обслуживания работников арендатора. При этом арендатор компенсирует арендодателю часть его расходов на содержание столовой и медпункта.
Минфин разъяснил, что указанные затраты арендатора не могут им учитываться при налогообложении прибыли, так как столовая и медпункт находятся на балансе арендодателя.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 августа 2009 г. N 03-03-06/1/545
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 8 сентября 2009 г. N 33, в журнале "Документы и комментарии", сентябрь 2009 г. N 18