Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 22 октября 2009 г. N 03-01-15/9-470
Вопрос: В связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 17.07.2009 г. N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" у пользователей контрольно-кассовой техники (ККТ) и центров технического обслуживания (ЦТО) появились вопросы, касающиеся их действий в рамках исполнения некоторых статей данного Закона.
Из принятого документа не совсем ясно:
- могут ли товарные чеки, квитанции и другие документы, подтверждающие прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услуги), приравниваться к кассовому чеку, как это предусмотрено с бланками строгой отчетности (БСО), и относиться к расходам организации при исчислении налога на прибыль и уменьшать налогооблагаемую базу;
- каким образом должны быть организованы учет и хранение этих документов;
- какие документы понимаются под термином "другие документы";
- если документ, подтверждающий прием денежных средств, выдается только по требованию покупателя, то как может быть организован учет реализованного товара?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 19 августа 2009 г. N 55 по вопросу подтверждения расходов в случаях приобретения товаров (работ, услуг) у налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не применяющих контрольно-кассовую технику, и сообщает.
Согласно статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ в качестве наименования выдаваемого документа наряду с некоторыми примерами таких документов (товарный чек, квитанция) использовано обобщенное название - "документ, подтверждающий прием денежных средств", и установлено его содержание.
Таким образом, соответствующие расходы при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны подтверждаться отпечатанными контрольно-кассовой техникой кассовыми чеками или документами, подтверждающими прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанные документы, содержащие сведения, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, могут выдаваться организациями и индивидуальными предпринимателями - налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при осуществлении ими соответствующей предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, как в целях налогообложения прибыли подтвердить расходы на приобретение товаров (работ, услуг) у плательщиков ЕНВД, не применяющих контрольно-кассовую технику (ККТ).
Плательщик ЕНВД может не применять ККТ, если он по требованию клиентов выдает документы, подтверждающие прием денег за соответствующий товар (работу, услугу).
Таким образом, при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт соответствующие расходы должны подтверждаться кассовыми чеками или указанными выше документами.
Последние могут выдаваться плательщиками ЕНВД при осуществлении деятельности, подлежащей обложению этим налогом.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 октября 2009 г. N 03-01-15/9-470
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 10 ноября 2009 г. N 42